Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

Тут же в приемной мне вручили мандат, подписанный председателем ГКО. <...> В Архангельск со мной поехала небольшая группа работников Главсевмор- пути. Возглавлял ее Илья Павлович Мазурук. С нами ехал заместитель началь­ ника секретариата ГУСМП Михаил Васильевич Ходеев, с которым когда-то мы учились вместе в Плановой академии. Он прекрасно владел всеми пра­ вилами и тайнами ведения и оформления документов - ведь без канцелярии и бухгалтерии невозможна работа даже самой маленькой организации. Ехал и начальник контрольно-инспекторской группы Либман, которого я очень любил. Либмана отличали необыкновенное трудолюбие, дисциплинирован­ ность и преданность делу. Я рассчитывал на его помощь в решении сложных вопросов организационного порядка. <...> В поморской столице В Архангельске на всех нас сразу же свалилось немыслимое количество дел. Власти поморской столицы встретили нас гостеприимно. Для штаба уполномоченного ГКО было выделено помещение в Доме Советов, оборудо­ ванное всеми средствами связи. Мне отвели квартиру в нескольких минутах ходьбы от Дома Советов, для сотрудников штаба выделили дом на улице Эн­ гельса, тоже поблизости от места работы. Я чувствовал, что придется здесь обосноваться всерьез и надолго, и потому придавал немаловажное значение вопросам быта. Но, конечно, не эти вопросы были для меня главными. Я поручил за­ ниматься ими Михаилу Васильевичу Ходееву, а сам поспешил в Архангель­ ский торговый порт. Моими спутниками были секретарь обкома партии по транспорту А.С. Буданов, начальник порта Я.Л. Бейлинсон и его заместитель Г.И. Дикой, начальник Северного пароходства Н.В. Новиков. По их озабочен­ ным лицам я понял, что вряд ли увижу в порту что-либо хорошее. Но картина, которую мы там застали, была намного хуже, чем я предполагал. Она привела меня в глубокое уныние. Вся территория порта была завалена лесом, металлом, различными груза­ ми, тарой, на причалах негде было повернуться. «Если так и дальше будет продолжаться, дело обречено на явный про­ вал, - думал я, когда мы возвращались на катере в город, пересекая красавицу Северную Двину. - Мы должны превратить Архангельск в образцовый порт - у нас просто нет иного выхода!» Архангельск сыграл немаловажную роль в годы Великой Отечественной войны. До войны единого портового хозяйства в нем не было, порт делился на отдельные районы и участки, тянувшиеся на многие километры, каждый имел своего хозяина. Основной район порта - Бакарица - был расположен на левом берегу реки, выше города Архангельска, в 50 километрах от устья реки. По ту сто­ рону реки находился и другой, небольшой участок порта - Левый берег. Мос­ та через Северную Двину тогда не было, потому летом с Бакарицей, Левым берегом и железнодорожной станцией Архангельск был связан пароходами и паромами. Город располагался на правом берегу реки. Близ его центра на­ ходился еще один портовый участок - Красная пристань. Он обслуживал 224

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz