Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

В таблицу не включены сведения о наливных грузах, которые принима­ лись только в Молотовске, через который за годы войны прошло не менее 15 танкеров с грузом порядка 150 ОООтонн. Бункерные угольные операции, выполненные портом, по объему превы­ шали полмиллиона тонн. Только за 1941-1944 гг. порт обработал 72 876 же­ лезнодорожных вагонов. <...> В 1941-1945 гг. Молотовск и завод № 402 имели исключительно важное значение как место базирования советского ледокольного флота. Именно сюда были стянуты все действующие ледоколы и ледокольные суда страны. Их задачей являлось проведение беломорских ледовых операций, а также обеспечение судоходства по трассе Северного морского пути. <...> За войну завод № 402 отремонтировал 139 кораблей и судов общим водоизмеще­ нием около 850 тыс. тонн и превратился в крупнейшую судоремонтную базу флота на Севере. <...> В заключение необходимо подчеркнуть, что весь ход событий военных лет подтвердил правильность принятого советским правительством решения о создании в Молотовске морского торгового порта международного значе­ ния. Оказалось, что только с его помощью стали возможными осуществление круглогодичной навигации и прием через Белое море такого количества су­ дов союзников, какого требовали стратегия войны на морских коммуникаци­ ях и военная обстановка на фронтах. Только в Молотовске принимались тан­ керы с грузом авиационного бензина, так необходимого советской авиации. И только здесь, в Молотовске, базировались, бункеровались и ремонтирова­ лись ледоколы, работа которых имела первостепенное значение для выпол­ нения всех планов морских перевозок на Севере в годы войны. <...> Громадны были трудности, которые приходилось преодолевать при строительстве и эксплуатации порта в Молотовске. До сих пор не известно число жертв, которых они стоили. Молчит статистика о количестве умерших в 1941-1943 гг. от голода и болезней жителей «вторых блокадных городов» - Архангельска и Молотовска. Совершенно недоступны для исследователей данные о смертности среди заключенных Ягринлага. Стерты с лица земли кладбища в Северодвинске, где их хоронили в безымянных могилах. Летом 1983 г. министр обороны СССР, Маршал Советского Союза Д.Ф. Ус­ тинов вручил городу Северодвинску (Молотовску) орден Ленина за «ратный подвиг в годы войны и успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве». <...> В мае 1985 г. Архангельский морской торговый порт «за выдающиеся за­ слуги перед Родиной в годы войны» был награжден высоким боевым орденом Отечественной войны I степени. При этом ни одним словом не был упомянут Молотовск, который, действуя в тесном контакте с заводом № 402, хотя и считался формально участком (приписным портом) Архморпорта, но был, по существу, самостоятельным портом, а к концу войны стал и официально. К сожалению, это судьба всех «закрытых» городов, построенных в свое время советской властью с целью создания условий для быстрого развития какого-нибудь одного направления технического прогресса, которое счита­ лось секретным, будь то военное кораблестроение, ракетостроение, атомные исследования и энергетика, нефтехимия и т. п. Об их существовании и харак­ тере деятельности отечественная общественность узнала только теперь, ког­ да они переживают далеко не лучшие времена. В их короткой жизни были пе­ 220

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz