Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.
ление. Люди в квартирах обогревались примитивными железными печками- буржуйками с дымоходными трубами, выведенными через окна. Запас угля на ТЭЦ временами сокращался до 3 часов. Электричество в город подавалось на 2 часа в сутки. Смертность жителей Молотовска и Архангельска, в том числе среди пор товиков и в особенности грузчиков, достигла высокого уровня. <...> Власти города (секретари горкома партии И.А. Плюснин и М.И. Попов) и дирекция завода № 402 (С.А. Боголюбов) предприняли ряд энергичных мер для исправления создавшегося положения, приближавшегося к катастрофи ческому. На плачевное состояние жителей Молотовска и работников «перво го в области по величине и крупнейшего судостроительного завода Союза, обеспечивающего своей работой ремонт и поддержание военного флота и иностранных кораблей, доставляющих продукты и вооружение Союзу», было обращено внимание А.И. Микояна. <...> Вскоре правительством были приняты меры, позволившие переломить критическую ситуацию. Для портовиков, непосредственно занятых на погру зочно-разгрузочных работах, и для работников завода № 402, занимавшихся судоремонтом, были выделены тысячи ежедневных дополнительных продо вольственных пайков. <...> В феврале 1943 г. наконец-то было разрешено использовать часть импорт ных продуктов для дополнительного питания портовиков ведущих профес сий. Существенное улучшение централизованного снабжения Молотовска продовольствием произошло после выделения Госпланом СССР необходи мых для этого фондов отдельной статьей в плане. <...> Предпринимались и меры по улучшению бытовых условий в общежити- ях-бараках порта. В них устраивались отдельные помещения на 4 человека. К апрелю 1943 г. под эту так называемую «вагонную систему» были передела ны несколько бараков для 1590 человек. В феврале 1943 г. удалось восстано вить центральное отопление. На заготовке дров для котельных и подвозке их с лесобиржи по специально проложенной узкоколейной железной дороге работало практически все трудоспособное население города. Широкое распространение получила практика награждения отличив шихся портовиков предметами ширпотреба из поставок: часами, кожаными куртками и пальто, отрезами материи, а также денежными премиями. Моральный дух портовиков, переведенных согласно Указу Верховного Совета СССР от 9 мая 1943 г. на военное положение, поддерживался митин гами перед началом крупных работ, на которых с зажигательными речами не редко выступал И.Д. Папанин и зачитывались обращения А.И. Микояна. Но главное состояло в том, что людей воодушевляли победы Красной Ар мии под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге. Это укрепляло их надежду на разгром врага и изгнание захватчиков с родной земли, помогало перено сить тяготы военного времени. <...> А порт продолжал интенсивно строиться. В декабре 1942 г. строители Цуморстроя завершили сооружение стационарной угольной базы с угольным пирсом, эстакадой, ленточными стационарными и передвижными транспор терами, складскими площадками, подъездными железнодорожными путями и т. п. Прием угля (воркутинского) с моря и из вагонов и погрузка его в уголь ные бункеры судов были полностью механизированы. <...> К концу 1942 г. Молотовский порт подошел со следующими результатами работы: 217
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz