Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

ление. Люди в квартирах обогревались примитивными железными печками- буржуйками с дымоходными трубами, выведенными через окна. Запас угля на ТЭЦ временами сокращался до 3 часов. Электричество в город подавалось на 2 часа в сутки. Смертность жителей Молотовска и Архангельска, в том числе среди пор­ товиков и в особенности грузчиков, достигла высокого уровня. <...> Власти города (секретари горкома партии И.А. Плюснин и М.И. Попов) и дирекция завода № 402 (С.А. Боголюбов) предприняли ряд энергичных мер для исправления создавшегося положения, приближавшегося к катастрофи­ ческому. На плачевное состояние жителей Молотовска и работников «перво­ го в области по величине и крупнейшего судостроительного завода Союза, обеспечивающего своей работой ремонт и поддержание военного флота и иностранных кораблей, доставляющих продукты и вооружение Союзу», было обращено внимание А.И. Микояна. <...> Вскоре правительством были приняты меры, позволившие переломить критическую ситуацию. Для портовиков, непосредственно занятых на погру­ зочно-разгрузочных работах, и для работников завода № 402, занимавшихся судоремонтом, были выделены тысячи ежедневных дополнительных продо­ вольственных пайков. <...> В феврале 1943 г. наконец-то было разрешено использовать часть импорт­ ных продуктов для дополнительного питания портовиков ведущих профес­ сий. Существенное улучшение централизованного снабжения Молотовска продовольствием произошло после выделения Госпланом СССР необходи­ мых для этого фондов отдельной статьей в плане. <...> Предпринимались и меры по улучшению бытовых условий в общежити- ях-бараках порта. В них устраивались отдельные помещения на 4 человека. К апрелю 1943 г. под эту так называемую «вагонную систему» были передела­ ны несколько бараков для 1590 человек. В феврале 1943 г. удалось восстано­ вить центральное отопление. На заготовке дров для котельных и подвозке их с лесобиржи по специально проложенной узкоколейной железной дороге работало практически все трудоспособное население города. Широкое распространение получила практика награждения отличив­ шихся портовиков предметами ширпотреба из поставок: часами, кожаными куртками и пальто, отрезами материи, а также денежными премиями. Моральный дух портовиков, переведенных согласно Указу Верховного Совета СССР от 9 мая 1943 г. на военное положение, поддерживался митин­ гами перед началом крупных работ, на которых с зажигательными речами не­ редко выступал И.Д. Папанин и зачитывались обращения А.И. Микояна. Но главное состояло в том, что людей воодушевляли победы Красной Ар­ мии под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге. Это укрепляло их надежду на разгром врага и изгнание захватчиков с родной земли, помогало перено­ сить тяготы военного времени. <...> А порт продолжал интенсивно строиться. В декабре 1942 г. строители Цуморстроя завершили сооружение стационарной угольной базы с угольным пирсом, эстакадой, ленточными стационарными и передвижными транспор­ терами, складскими площадками, подъездными железнодорожными путями и т. п. Прием угля (воркутинского) с моря и из вагонов и погрузка его в уголь­ ные бункеры судов были полностью механизированы. <...> К концу 1942 г. Молотовский порт подошел со следующими результатами работы: 217

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz