Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.
В периоды наиболее напряженной работы с судами караванов в Моло- товском порту для непосредственного участия в погрузочно-разгрузочных операциях привлекали всех, кого можно было освободить на это время от основной работы. Так, в июне 1942 г., когда Молотовск принял 2 судна кара вана PQ-16, работники аппарата управления порта сами разгрузили 37 желез нодорожных вагонов с экспортным насыпным грузом. Тогда в разгрузке судов участвовал весь командный и политический состав батальона № 583. В марте 1943 г. для разгрузки судов каравана JW-53, который (так как тяжелые льды перекрыли доступ в Архангельск) принимался только в Молотовске, в этот период были стянуты наличные силы со всех участков Архморпорта. В этих работах приняли участие даже лоцманы Архангельской лоцвахты во главе со своим командиром Мартыновым. А когда в ноябре 1943 г. в Белое море после длительного перерыва вновь пошли суда союзников, то для работы в Моло- товский порт были направлены воинские части (2500 человек) и 500 работ ников Северного речного бассейна. Помощь портовикам оказывали и работ ники завода № 402. Когда этого требовала обстановка, к грузовым лебедкам судов становились заводские инженеры, например, будущий начальник ста пельного цеха Севмашпредприятия, лауреат Ленинской премии И.Л. Камай. Постоянно работали в порту и жители Молотовска из различных учрежде ний и организаций города. Они помогали в переработке экспортных грузов, очищали причалы и железнодорожные пути от насыпного груза, работали на лесобирже. Общими усилиями удалось решить задачу, имевшую стратегическое зна чение. Молотовский порт доказал, что он в состоянии принимать и обраба тывать суда, которые доставляли в Советский Союз поставки по ленд-лизу. Но на долю людей, которые сделали это, выпали тяжкие испытания. Сменивший осенью 1942 г. С.Н. Задорожного новый директор завода № 402 С.А. Боголюбов, прибывший из блокированного немцами города на Неве, тогдашнее положение жителей Молотовска кратко охарактеризовал так: «Второй блокадный Ленинград». Точно так же оценивал сложившуюся к тому времени в Архангельске ситуацию заместитель начальника Управления беломорскими ледовыми операциями (УБЛО) известный полярный капитан К.С. Бадигин. В отличие от Молотовска Архангельск обладал довольно развитым ком мунальным хозяйством и торговой сетью. Многие его жители имели устой чивые связи с сельскими районами области, с пригородными колхозами и совхозами. Ничего этого не было в возникшем всего несколько лет тому на зад Молотовске, который только условно мог быть назван городом. В нем от сутствовал рынок, не работали бытовые учреждения и мастерские. Несколь ко продовольственных и промтоварных магазинов пустовали. И без того недостаточные продовольственные фонды обеспечивались лишь на 35-50% . Тысячи горожан болели цингой, страдали от дистрофии. В столовых завода № 402 одноразовое питание осуществлялось преимущественно блюдами из крупы, муки и капустного листа. Неработающие члены семей жителей города с 1 сентября 1942 г. не получали по карточкам ни мяса, ни масла, ни сахара. Только в апреле-мае 1942 г. число заводских работников, заболевших цингой, составило 1068 человек (16% от наличного штата завода). Очень плохо обсто яло дело и с питанием портовиков. В декабре 1942 г. остановились лишенные подвоза дров районные ко тельные, дававшие тепло в жилые дома. Вышло из строя центральное отоп 216
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz