Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.
бочих - грузчиками. В этом деле нельзя было рассчитывать на сколько-нибудь значительную помощь Архангельского порта, отдавшего своих лучших пор товиков фронту. Не было и возможности привлечь для постоянной работы в порту необходимое количество жителей Молотовска, из которого за годы войны в армию было призвано 14,5 тысячи мужчин (около 40% довоенного населения города), из которых 3,5 тысячи не вернулись домой. Решение проблемы было найдено с помощью Наркомата обороны СССР. Он провел в северных и центральных областях России мобилизацию в так называемые рабочие колонны и батальоны мужчин в возрасте 40 -50 лет, не годных к строевой службе. В Молотовск для работы в порту в качестве груз чиков прибыли бойцы колонны № 1562, а затем батальонов № 583 и № 584 общей численностью до 1500 человек*. Их разместили в бараках-казармах в черте города на расстоянии около 6 километров от порта. Костяк оператив ных работников и аппарата управления порта составили несколько человек, переведенных из Архангельска, а также специалисты, эвакуированные из портов Прибалтики, Одессы, Ленинграда. Общая численность работников Молотовского порта временами достигала 2000 человек. Бойцы рабочих колонн и батальонов не имели никакого опыта портовой работы. Большинство из них никогда не видели ни моря, ни морских судов. Их еще было необходимо научить хотя бы элементарным приемам погрузоч но-разгрузочных судовых операций. Но в первое время Молотовский порт вообще не имел кадровых грузчиков и приходилось рассчитывать только на этих людей, разбитых на бригады при сохранении казарменного режима. Этим можно объяснить и низкую на первых порах производительность труда грузчиков (50-60% от нормы) и случаи повреждения и утопления груза (в ос новном мелкого). Тяжелы были условия жизни и работы этих людей: бараки со сплошными нарами на несколько сотен человек и минимальными бытовыми удобствами, ходьба строем в порт за 6 километров туда и обратно; 12-часовой рабочий день в две смены во время обработки караванов. И все это - во имя одного: чтобы были выдержаны сроки погрузочно-разгрузочных работ. <...> Постепенно бойцы рабочих батальонов набирались опыта, проходили обучение портовым специальностям на организованных в порту разнообраз ных курсах, и впоследствии некоторые из них, как например, С.Е. Песьяков, стали бригадирами лучших бригад грузчиков и передовыми работниками все го Архангельского транспортного узла. Работа порта с кадрами осложнялась тем, что оперативная обстановка часто требовала переброски грузчиков и специалистов в другие советские порты, принимавшие поставки по ленд-лизу, а также в порты Беломорского бассейна и Арктики. Так, из Архангельска и Молотовска в феврале 1943 г. в Мурманск для обработки судов каравана JW-52 были посланы 2050 человек портовиков и много техники, а в апреле-мае 1943 г. 860 человек были направ лены во Владивосток, через который начал идти основной поток поставок из США. Места ушедших занимали новые люди, требовавшие обучения, что не могло не отразиться на производительности труда. Собственную рабочую колонну № 857 в количестве 742 человека, состоявшую в основном из специалистов, имела и строительная организация Цуморстрой. 215
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz