Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

бочих - грузчиками. В этом деле нельзя было рассчитывать на сколько-нибудь значительную помощь Архангельского порта, отдавшего своих лучших пор­ товиков фронту. Не было и возможности привлечь для постоянной работы в порту необходимое количество жителей Молотовска, из которого за годы войны в армию было призвано 14,5 тысячи мужчин (около 40% довоенного населения города), из которых 3,5 тысячи не вернулись домой. Решение проблемы было найдено с помощью Наркомата обороны СССР. Он провел в северных и центральных областях России мобилизацию в так называемые рабочие колонны и батальоны мужчин в возрасте 40 -50 лет, не годных к строевой службе. В Молотовск для работы в порту в качестве груз­ чиков прибыли бойцы колонны № 1562, а затем батальонов № 583 и № 584 общей численностью до 1500 человек*. Их разместили в бараках-казармах в черте города на расстоянии около 6 километров от порта. Костяк оператив­ ных работников и аппарата управления порта составили несколько человек, переведенных из Архангельска, а также специалисты, эвакуированные из портов Прибалтики, Одессы, Ленинграда. Общая численность работников Молотовского порта временами достигала 2000 человек. Бойцы рабочих колонн и батальонов не имели никакого опыта портовой работы. Большинство из них никогда не видели ни моря, ни морских судов. Их еще было необходимо научить хотя бы элементарным приемам погрузоч­ но-разгрузочных судовых операций. Но в первое время Молотовский порт вообще не имел кадровых грузчиков и приходилось рассчитывать только на этих людей, разбитых на бригады при сохранении казарменного режима. Этим можно объяснить и низкую на первых порах производительность труда грузчиков (50-60% от нормы) и случаи повреждения и утопления груза (в ос­ новном мелкого). Тяжелы были условия жизни и работы этих людей: бараки со сплошными нарами на несколько сотен человек и минимальными бытовыми удобствами, ходьба строем в порт за 6 километров туда и обратно; 12-часовой рабочий день в две смены во время обработки караванов. И все это - во имя одного: чтобы были выдержаны сроки погрузочно-разгрузочных работ. <...> Постепенно бойцы рабочих батальонов набирались опыта, проходили обучение портовым специальностям на организованных в порту разнообраз­ ных курсах, и впоследствии некоторые из них, как например, С.Е. Песьяков, стали бригадирами лучших бригад грузчиков и передовыми работниками все­ го Архангельского транспортного узла. Работа порта с кадрами осложнялась тем, что оперативная обстановка часто требовала переброски грузчиков и специалистов в другие советские порты, принимавшие поставки по ленд-лизу, а также в порты Беломорского бассейна и Арктики. Так, из Архангельска и Молотовска в феврале 1943 г. в Мурманск для обработки судов каравана JW-52 были посланы 2050 человек портовиков и много техники, а в апреле-мае 1943 г. 860 человек были направ­ лены во Владивосток, через который начал идти основной поток поставок из США. Места ушедших занимали новые люди, требовавшие обучения, что не могло не отразиться на производительности труда. Собственную рабочую колонну № 857 в количестве 742 человека, состоявшую в основном из специалистов, имела и строительная организация Цуморстрой. 215

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz