Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

лустаканами. Сейчас трудно даже представить себе, каким образом эта много­ дельная конструкция с ее свайным основанием, насадками из бревен, попере­ чинами, ряжем, сплошным верхним настилом из дорожного бруса толщиной 10 см могла быть построена за такой короткий срок с применением главным образом ручного труда, причем оказалась надежной и долговечной. Одновременно производились работы по углублению морского канала и подходов к причалам. Землечерпательным караваном в 1942 г. было вынуто: в канале - 3,57 млн куб. м грунта, в акватории порта - 7,78 млн куб. м; в 1943 г. в канале - 620,6 тыс. куб. м, в акватории - 233,8 тыс. куб. м. Это обеспечило судовой ход при осадке 28 футов (8,54 м) при глубине фарватера 29 -30 фу­ тов от «нуля» Балтийского моря. Большой объем дноуглубительных работ ус­ ложнился тем, что в акватории приходилось работать на плотном илистом и песчаном грунте. Канал и акватория были окончательно приняты портом у Строительства № 203 в феврале 1943 г. К концу 1943 - началу 1944 гг. строительные работы были в основном за­ кончены. В стоимостном выражении они составили: в 1942 г. - 449 тыс. руб­ лей; в 1943 г. - 40,5 тыс. рублей. Так в Молотовске возник крупный механизированный порт с развитой портовой структурой, способной принимать океанские суда большого водо­ измещения. В завершенном виде в его состав входили: - 5 причалов для одновременной обработки пяти сухогрузных транспор­ тов типа «Либерти» (длина 135,4 м); - нефтебаза с нефтепирсом для приема одного танкера; - угольный причал с механизированной бункерной установкой и уголь­ ным складом площадью 17,5 тыс. кв. м для одновременного хранения 35 - 40 тыс. тонн угля; - 8 портальных кранов грузоподъемностью от 3 до 20 тонн, 4 железнодо­ рожных крана грузоподъемностью от 7 до 35 тонн, 2 гусеничных крана грузо­ подъемностью 2,5 тонны, 2 плавкрана грузоподъемностью 45 и 150 тонн; - автопарк из 12 автомашин и 2 тракторов; - склады площадью 3200 кв. м, навесы площадью 4000 кв. м, открытые складские площадки площадью 10 000 кв. м; - железнодорожные пути протяженностью 11,5 км, автогужевые дороги протяженностью 6,1 км; - здания управления порта, контор, проходных, мастерских, бараков для грузчиков, общежитий для оперативных работников и охраны, столовых, клуба, бань и т. д. общей площадью 5640 кв. м. Кроме того, на территории порта была развернута топливная база БВФ для бункеровки кораблей мазутом. Сжатую характеристику работы по строительству Молотовского порта дал его главный инженер А.Н. Старшов в газете Северного государственно­ го морского пароходства (СГМП) «Моряк Севера», не называя при этом сек­ ретного города Молотовска: «Энский порт вырос в небывало короткий срок в условиях суровой северной зимы. Строители порта столкнулись с колос­ сальными трудностями...» Трудно добавить что-либо к такому свидетельству непосредственного участника событий. Переоценить результаты и значение проделанной работы с точки зрения обеспечения доставки важнейших гру­ зов фронту просто невозможно. С самого начала работы порта возникла острейшая проблема с обеспече­ нием его кадрами, и в первую очередь основным контингентом портовых ра­ 214

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz