Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

ников. В кратчайший срок завод построил четыре металлических нефтебака (три - емкостью по 2200 м3каждый и один - емкостью 2940 м3), которые были установлены в тылу угольного причала. Два грузовых судна, находившихся на заводе на ремонте, были переоборудованы под береговые танкеры, а корпуса трех других зарыты в грунт и превращены в хранилища мазута. И 26 ноября 1941 г. Молотовский порт принял первое судно союзников. Им стал британский танкер «Сан-Амброзио» из каравана PQ-3. Пришвартовавшись к временному, но уже оборудованному насосной и парогенераторной станция­ ми нефтепирсу, по трубопроводам, уложенным прямо на пешеходных мостках, танкер перекачал на берег 7410 тонн авиационного бензина, столь нужного фронту. В дальнейшем Молотовская нефтебаза станет единственным местом для приема нефтегрузов с танкеров, приходивших с конвоями в Белое море. Строительство нового порта было поручено Управлению строительства № 203 НКВД, которое с началом войны полностью прекратило возведение цехов и объектов завода № 402 и переключилось на работу в порту. Проект основных портовых сооружений разрабатывался инженерными службами этого Управления. К тому времени значительная часть заключенных Ягрин- лага и много техники было переброшено на Урал, где на реке Чусовой сроч­ но возводилась электростанция для обеспечения электроэнергией эвакуиро­ ванных на восток оборонных предприятий. Так что строителям пришлось начинать работы на портовых сооружениях ослабленным составом, однако Управление не жаловалось на нехватку неквалифицированной рабочей силы: Ягринлаг продолжал существовать и пополняться. Все основные сооружения порта: причалы, склады, грузовые площадки, железнодорожные подъездные пути, стационарная нефтебаза, служебные, бы­ товые и жилые помещения - строились преимущественно с использованием труда заключенных. Строительством механизированной угольной бункерной установки по проекту Северной экспедиции Ленморпроекта занималась Ар­ хангельская контора Цуморстроя (Центрального управления морского стро­ ительства Наркомата морского флота СССР). Эта организация осуществляла и ремонт причалов во время их эксплуатации. Монтаж портальных кранов, главным образом импортных, производился в основном силами механизато­ ров порта с привлечением специалистов завода № 402. Работы по устройству причалов длиной около 370 м в разрыве между су­ ществовавшими заводскими начались в конце 1941 г. в условиях суровой зимы. Все конструкции были сплошь деревянными. Особую трудность представляла забивка свайного основания. По данным главного инженера Строительства № 203, только для первоочередного участка причала длиной 25 м для забив­ ки свай, длина которых достигала 19 м, потребовалась работа 30 копров и 180 сваебоев. Всего же на этот участок с верхним строением и настилом по­ шло около 10 тыс. куб. м леса. В его строительстве принимали участие 7 тыс. рабочих, из них 680 - плотники. Представляется очевидным, что только при предельной интенсификации подневольного труда и наличии обширных людских ресурсов, которыми располагал Ягринлаг, можно было выполнить эту работу за 23 дня, как это было сделано в период с 17 декабря 1941 г. по 10 января 1942 г. Весной и летом 1942 г. темп работ еще более усилился, и к ноябрю 1942 г. Молотовский порт обладал сплошным причальным фронтом общей протя­ женностью 858 м. Всего было забито 5372 сосновых сваи. Более половины из них состояли из двух частей, соединенных между собой металлическими по- 213

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz