Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.
ников. В кратчайший срок завод построил четыре металлических нефтебака (три - емкостью по 2200 м3каждый и один - емкостью 2940 м3), которые были установлены в тылу угольного причала. Два грузовых судна, находившихся на заводе на ремонте, были переоборудованы под береговые танкеры, а корпуса трех других зарыты в грунт и превращены в хранилища мазута. И 26 ноября 1941 г. Молотовский порт принял первое судно союзников. Им стал британский танкер «Сан-Амброзио» из каравана PQ-3. Пришвартовавшись к временному, но уже оборудованному насосной и парогенераторной станция ми нефтепирсу, по трубопроводам, уложенным прямо на пешеходных мостках, танкер перекачал на берег 7410 тонн авиационного бензина, столь нужного фронту. В дальнейшем Молотовская нефтебаза станет единственным местом для приема нефтегрузов с танкеров, приходивших с конвоями в Белое море. Строительство нового порта было поручено Управлению строительства № 203 НКВД, которое с началом войны полностью прекратило возведение цехов и объектов завода № 402 и переключилось на работу в порту. Проект основных портовых сооружений разрабатывался инженерными службами этого Управления. К тому времени значительная часть заключенных Ягрин- лага и много техники было переброшено на Урал, где на реке Чусовой сроч но возводилась электростанция для обеспечения электроэнергией эвакуиро ванных на восток оборонных предприятий. Так что строителям пришлось начинать работы на портовых сооружениях ослабленным составом, однако Управление не жаловалось на нехватку неквалифицированной рабочей силы: Ягринлаг продолжал существовать и пополняться. Все основные сооружения порта: причалы, склады, грузовые площадки, железнодорожные подъездные пути, стационарная нефтебаза, служебные, бы товые и жилые помещения - строились преимущественно с использованием труда заключенных. Строительством механизированной угольной бункерной установки по проекту Северной экспедиции Ленморпроекта занималась Ар хангельская контора Цуморстроя (Центрального управления морского стро ительства Наркомата морского флота СССР). Эта организация осуществляла и ремонт причалов во время их эксплуатации. Монтаж портальных кранов, главным образом импортных, производился в основном силами механизато ров порта с привлечением специалистов завода № 402. Работы по устройству причалов длиной около 370 м в разрыве между су ществовавшими заводскими начались в конце 1941 г. в условиях суровой зимы. Все конструкции были сплошь деревянными. Особую трудность представляла забивка свайного основания. По данным главного инженера Строительства № 203, только для первоочередного участка причала длиной 25 м для забив ки свай, длина которых достигала 19 м, потребовалась работа 30 копров и 180 сваебоев. Всего же на этот участок с верхним строением и настилом по шло около 10 тыс. куб. м леса. В его строительстве принимали участие 7 тыс. рабочих, из них 680 - плотники. Представляется очевидным, что только при предельной интенсификации подневольного труда и наличии обширных людских ресурсов, которыми располагал Ягринлаг, можно было выполнить эту работу за 23 дня, как это было сделано в период с 17 декабря 1941 г. по 10 января 1942 г. Весной и летом 1942 г. темп работ еще более усилился, и к ноябрю 1942 г. Молотовский порт обладал сплошным причальным фронтом общей протя женностью 858 м. Всего было забито 5372 сосновых сваи. Более половины из них состояли из двух частей, соединенных между собой металлическими по- 213
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz