Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

честь виднейшего партийного и государственного деятеля страны В.М. Моло­ това, к началу войны представлял собой несколько десятков кварталов двух­ этажных деревянных домов (около 200). В городе проживало около 30 тысяч человек. Никакого морского торгового порта устраивать в Молотовске не пред­ полагалось ввиду специфического назначения города как центра военного кораблестроения. Да в этом и не было необходимости, так как основные перевозки в Северном морском бассейне в большом и малом каботажах, а также лесоэкспорт осуществлялись в основном через старейший порт России Архангельск. Однако прием в Архангельске в октябре-декабре 1941 г. первых караванов союзников (PQ-1-PQ-4) со всей очевидностью показал, что участок Архморпорта Бакарица и его аванпорт Экономия - единственные районы, где было возможно осуществлять эти операции, оказались не в состоянии разгружать и обрабатывать большое количество крупнотоннажных судов од­ новременно в те жесткие сроки, которые диктовались военной обстановкой. Они были также мало приспособлены для работы с тяжеловесными грузами: танками, самолетами, автомашинами, железнодорожными составами и т. п. Но требовалась не только срочная реконструкция этих участков. Одновре­ менно выявилась острая необходимость в скорейшем создании нового погру- зочно-разгрузочного района, расположенного ближе к морю. Он должен был обеспечивать возможность надежной навигации в зимнее время и позволять принимать глубокосидящие суда, чего Архангельск не мог делать. И таким портом был определен Молотовск. На этот выбор повлияло не только наличие железнодорожной связи Мо- лотовска с центральными районами страны, но и его выгодное географиче­ ское положение, а также особенности гидрологии моря. По среднестатисти­ ческим данным, толщина льда на подходах к городу не превышала 60 см, его торошения не наблюдалось. Продолжительность навигации без ледоколов достигала 200 дней в году. И хотя в некоторые особо суровые зимы, например 1941-1942 гг., в Белом море складывалась очень тяжелая ледовая обстанов­ ка, в целом Молотовск отвечал требованию круглогодичной приемки судов. Вот почему во всех постановлениях Государственного Комитета Обороны, касавшихся расширения и реконструкции Архангельского порта, принятых с сентября 1941 по март 1942 г., созданию порта в Молотовске придавалось первостепенное значение. История строительства и деятельности Молотовского порта теснейшим образом связана с заводом № 402. Порт начал сооружаться в конце 1941 г. на территории и акватории, принадлежавших заводу. Управление порта, офици­ ально открытое в середине ноября 1941 г. согласно постановлению ГКО от 9 ноября 1941 г. в виде агентства Архморпорта (первый начальник Грищен­ ко), сначала размещалось в одном из заводских зданий. Основой порта стали два временных деревянных и необорудованных причала, располагавшихся в западном конце заводской территории на значительном расстоянии друг от друга. Один из них предназначался для приема угля для заводской ТЭЦ, вто­ рой - для обработки поступавших на стройку материалов. Уже в ноябре 1941 г. заводу пришлось принять самое активное участие в выполнении срочного задания правительства и личного указания уполномо­ ченного ГКО по перевозкам в Белом море контр-адмирала И.Д. Папанина о создании в Молотовске нефтебазы для приема авиационного бензина с тан­ керов и для бункеровки мазутом судов и кораблей советского флота и союз­ 212

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz