Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.
Деятельность Молотовского морского торгового порта и завода № 402 Наркомата судостроительной промышленности СССР в 1941-1945 гг., осу ществлявшаяся в тяжелейших условиях военного времени и при предельном напряжении сил всех их работников, имела стратегическое значение. От нее зависела сама возможность получения через Белое море в запланированном объеме и в заданные сроки помощи союзников, на северном маршруте достав ки которой в Советский Союз и развертывались основные события войны в Арктике. <...> Военной истории Молотовска предшествовали пять лет бурных и порой драматических событий. Они полностью изменили судьбу ранее малонаселен ного берега Никольского рукава Северной Двины, одного из уголков древней поморской земли Русского Севера. Здесь летом 1936 года в 50 километрах от Архангельска к морю началось грандиозное строительство. По реше нию советского правительства на очень трудной в инженерном отношении строительной площадке с заболоченной почвой приступили к сооружению Архангельского судостроительного завода и рабочего поселка при нем. Буду щий гигант отечественного кораблестроения был призван выполнить значи-. тельную часть программы строительства «большого морского и океанского флота», утвержденную закрытым правительственным постановлением от 26 июня 1936 г. Производственная мощность нового завода, который должен был стать основой создаваемого на Белом море оборонно-стратегического военно-морского комплекса, была запроектирована равной мощности всех вместе взятых судостроительных предприятий традиционного центра рос сийского судостроения Ленинграда. До середины 1938 г. строительство велось Наркоматом тяжелой промыш ленности, а затем - выделившимся из него Наркоматом оборонной промыш ленности СССР, создавшими с этой целью специальную строительную орга низацию «Архсудострой» (начальник И.Т. Кирилкин, технический директор Л.Х. Копп, главный инженер В.А. Сапрыкин). К декабрю 1937 г. в составе Арх- судостроя работали 15 532 человека. С 1 августа 1938 г. стройка перешла в ведение Наркомата внутренних дел. Все работы производились исключительно силами Управления строительства № 203 НКВД СССР с использованием труда заключенных созданного тогда же Ягринского исправительного трудового лагеря (Ягринлага), входившего в си стему ГУЛАГа НКВД. Осенью-зимой 1939 г. на стройплощадке насчитывалось до 28 тысяч заключенных, а к началу войны их число достигало 40 тысяч. Война прервала на половине пути строительство завода, которому был присвоен номер 402 (первый директор К.С. Красильников, второй - С.Н. За дорожный). Из общей стоимости постройки, утвержденной в 1940 г. в огром ной сумме 1 млрд 590 млн 948 тыс. рублей (в ценах 1936 г.), к тому времени было освоено 845 млн рублей. Во временную эксплуатацию были введены только основания наливных строительных доков, корпусный цех, часть боль шого механического цеха, инструментальный и ремонтно-механические цехи, деревообделочный цех и цех покрытий. Все они были недооборудованы, недо- укомплектованы штатным станочным парком, не имели центрального отопле ния и испытывали нехватку в снабжении электроэнергией. На 1 января 1941 г. общее число рабочих завода составляло 9437 человек, инженерно-технических работников по состоянию на 1 ноября 1941 г. числилось 380 человек. Поселок Судострой, получивший согласно Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 августа 1938 г. статус города и названный Молотовском в 211
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz