Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

Л .Г . Ш М ИГЕЛЬСКИЙ МОЛОТОВСК И ВОЙНА В АРКТИКЕ Северодвинск, называвшийся вплоть до 12 сентября 1957 года Молотов- ском и являвшийся до нынешнего времени, по существу, закрытым городом, теперь широко известен во всем мире как один из главных кораблестрои­ тельных центров Советского Союза и России. Неизмеримо велика роль Се­ веродвинска в решении задачи государственного значения - строительстве мощного атомного подводного флота, оснащенного ракетно-ядерными ком­ плексами стратегического назначения. Количественному и качественному анализу этой деятельности предприятий Северодвинска, обеспечившей до­ стижение Советским Союзом к середине 1980-х годов паритета в ядерных во­ оружениях на море со странами НАТО, за последнее время посвящены десят­ ки публикаций в отечественной специальной и исторической литературе. Однако военная история Молотовска 1941-1945 гг. в течение длительно­ го времени оставалась вне поля научного изучения, и ее освещение в печати было невозможно. Это относится как к Молотовскому торговому порту, так и к заводу № 402 (ныне государственное унитарное предприятие «Производ­ ственное объединение «Северное машиностроительное предприятие»). <...> Десятилетиями строгая цензура запрещала даже упоминание в открытой печати о какой-либо причастности Северодвинска (Молотовска) к судострое­ нию. Вполне естественно, что в этих условиях для исследователей долгое вре­ мя были невозможны и доступ к материалам, связанным с работой по судоре­ монту завода № 402 в годы войны, и опубликование их в открытой печати. Без должного освещения оставался и вопрос о роли завода № 402 в самом создании и дальнейшем функционировании порта в Молотовске. Между тем восстановление мореходных и эксплуатационных качеств судов караванов, приходивших в Молотовский порт, а также судов ледокольного флота, вы­ полнявших проводку их через льды Белого моря и базировавшихся в Моло­ товске, наряду с поддержанием боеспособности кораблей Северного флота и Беломорской военной флотилии (БВФ ), принимавших участие в конвоирова­ нии караванов, чем завод № 402 занимался всю войну, являлось исключитель­ но важным для нормального действия всей системы северных конвоев. Опубликованные в последнее время статистические данные, относящие­ ся к поставкам по ленд-лизу в Советский Союз, а также ставшие доступными некоторые материалы архангельских областных архивов и завода № 402 по­ зволяют сделать следующий общий вывод. 210

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz