Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

риод с 1571 года во время опалы Иоанна Грозного на Новгород монастырь был присоединен с Двинской областью, Вагой, Холмогорами и Каргополем к Пермской и Вологодской епархии, но по смерти Грозного тотчас возвращен был новгородскому владыке. До первой четверти XVI века монастырь св. Михаила не имел общежи­ тельного устройства, как и другие монастыри северных территорий, бывшие пустынями и скитами. Михайло-Архангельский монастырь имел около себя приход , как и обычная приходская церковь. В Новгородской епархии общежи­ тие вводится во всех монастырях с 1528 года. Монастыри выполняли еще одну очень важную функцию: имели характер благотворительных заведений, убежищ для старости и немощи. Их богатства предназначались на оказание помощи бедным, обеспечение пристанища (при­ юта) беспомощным, старым и немощным. В монастыре среди старцев были нередко и знатные, богатые люди, которые удалялись в монастыри, чтобы успокоиться и окончить дни свои в молитве и монастырском уединении. Они отдавали монастырю свои вотчины, делали богатые вклады. В монастырях, как в самых укрепленных и надежных местах, хранились частные сокровища, то есть монастыри играли еще и роль своеобразных банков того времени. С первых дней своего существования Михайло-Архангельский монастырь обогатился многими недвижимыми имениями - пахотными и сенокосными землями, рыбными ловлями, соляными варницами. Расширение монастыр­ ских вотчин происходило дарованием Михайло-Архангельскому монастырю разных льгот и монастырских крестьян. Часто это происходило путем покуп­ ки и мены с государственными крестьянами, через вклады и пожертвования частных лиц на помин души и главным образом через «селитьбу» на пусто­ порожних землях. Меньшее тягло, льготы и «заступление» (заступничество) монастырских властей против светских привлекали на монастырские земли более густое население. Пахотные и сенокосные земли, рыбная ловля, принадлежавшие монас­ тырю, ко второй половине шестнадцатого века раскинулись на пространстве всего Архангельского уезда. Многие деревни в округе возникли из первых по­ селений монастырских крестьян на принадлежавших монастырю землях. Так, с конца XTV века начинается летоисчисление Архангельского града. Возможно, что история Михайло-Архангельского монастыря имеет и более солидный возраст. Дата рождения монастырской обители в любом случае бу­ дет датой рождения Архангельского града в устье Северной Двины. Великий Новгород учредил в устье Северной Двины на мысе Пур-Наволок в XIV сто­ летии (1388) духовно-православную обитель - монастырь Михаила Арханге­ ла, а Москва в конце XVI века (1583-1584) на том же самом месте построила государеву военную крепость, или «город». Монастырь Михаила Архангела стал местом религиозно-нравственного служения, духовно-культурной жизни в устье Северной Двины задолго до строительства здесь военной крепости и морской пристани в конце XVI века. В заключение краткого описания и исторического сравнительного анали­ за отмечу, что если вести летоисчисление Архангельского града от основания Михайло-Архангельского монастыря, то возраст Архангельска сегодня состав­ ляет шестьсот двадцать лет (2008 - 1388 = 620). Такой вывод позволил сделать проделанный сравнительный анализ имеющихся документов, летописей, ак­ тов социально-экономической истории Архангельского града в X IV -XV I ве­ ках, имеющихся в Государственном архиве Архангельской области. < ...> 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz