Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.
ления, трансформировавшегося затем в военную крепость-заставу, город-порт, городской посад. Ответ на вопрос: «Когда появился первый монах и поставил свое жилище (келью) в устье Северной Двины на Пур-Наволоке?» - дает нам историческую дату основания Архангельского города-монастыря. Михайло-Архангельский монастырь легитимно функционирует с конца четырнадцатого века в стратегически важном для обеспечения безопасности и развития торговли месте Двинской земли - устье Северной Двины, дающей выход стране к морской дороге через студеные северные моря. Монахи пост роили в устье Северной Двины деревянные церковь, кельи, житные и рухляд ные амбары, ограду. Они наряду с духовно-религиозной вели и хозяйствен ную деятельность. И звестное летописное упоминание о Михайло-Архангельском монастыре относится к 1419 году. В тот год на мирные поселения в устье Северной Дви ны напали норвежцы, количество которых в Новгородской первой летописи определялось в пятьсот человек. Они разорили Николо-Корельский монас тырь, Вознесенье, Андрияновский берег, Кегостров, Архистратига Михаила монастырь, Цигломень, сожгли три церкви, монахов посекли и убежали с на грабленным в море, получив достойный отпор. Первые точные указания о численном составе братства Михайло-Архангель ского монастыря находятся в грамоте Ивана Васильевича на имя игумена Фео досия. На содержание игумена и 35 старцев ввиду хлебной скудности монасты ря от частых неурожаев по причине ранних морозов и наводнений двинским властям предписывалось выдавать из царских житниц по 70 четвертей ржи и по 70 четвертей овса. В Михайло-Архангельском монастыре хранился список с жалованной грамоты великого князя Ивана Васильевича о даче милостыни 35 братам с игуменом, датируемый 6 марта 1543 года. Голод был вполне реальной угрозой в те времена. В 1549 году, сообщал Двинской летописец, хлеб был дорог на Двине. Людей мерло много с голоду, клали в одну яму мертвых по 200 и по 300 человек. Очевидно, померли и мо настырские старцы, а иные разбрелись от хлебной скудности и скитались по миру. В 1551 году из грамоты царя на имя старца священника Сергия пришло указание хлеб давать только на 12 братов, а на 23 брата впредь хлеба не да вать. Потому что из монастыря «разошлися». В 1550 году, как сообщала Холмогорская летопись, на Двину приехали пи сец Иоанн Петрович Заболоцкой да Дмитрий Иванович Темирев. В выписках из писцовых книг Заболоцкого упоминаются постройки в монастыре св. Ми хаила - церковь Михаила архангела и другая теплая церковь Ильи пророка. В 1587 году в писцовых книгах князя Василия Звенигородского в монас тыре были: церковь Архистратига Михаила, церковь теплая Покров Пречис- тыя Богородицы с трапезою (по писцовым книгам И. Заболоцкого - в честь Ильи пророка), колокола на колокольницах; в монастыре в келье игумен Ев- фимий, да тринадцать келей, а в них братии 42 старца. Как видим, количе ство братии в монастыре к концу XVI века снова возросло и даже превысило уровень 1542 года. Михайло-Архангельский монастырь в административном отношении, в де лах духовного правления со времени своего основания до учреждения в 1682 го ду архиепископии Холмогорской и Важской был подчинен новгородскому владыке. Права Новгородского архиепископа над монастырем были точно указаны в жалованной грамоте Иоанна Грозного от февраля 1542 года. В пе- 15
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz