Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.
«Вотан». Проведенная реконструкция и механизация угольного района дали возможность решительно сократить количество грузчиков. Теперь 36 грузчи ков полностью справлялись с работой, хотя количество перерабатываемого угля оставалось таким же, как и в предыдущие годы. Особенно значительный рост производительности труда в 1943 г. наблю дался в бригадах грузчиков С.А. Янина, С.С. Авдеева, А.В. Гагарина, Н.Т. Храм- цова, Е.А. Варфоломеевой и А.М. Рябухиной. Бригада С.А. Янина в отдельные дни выполняла нормы более чем на 300%, за что неоднократно получала пе реходящее Красное знамя порта и денежные премии. Она занимала первое место в течение всего периода Великой Отечественной войны. Лучшим сти видором Архангельского порта был Н.Д. Кузнецов. Широкую известность в порту приобрела женская бригада Анны Рябухиной, успешно выполнявшая наравне с лучшими мужскими бригадами трудоемкие работы. Женщины в порту не отставали от мужчин в освоении поступающей но вой грузовой техники. На прибывших в порт автокранах «Лорайн» и паровых гусеничных кранах «Марион» работали опытные механизаторы из женщин. Бригада грузчиков под руководством Г.А. Шадриной систематически выпол няла нормы грузовых работ на 150-200% . В отдельные дни 14 женщин из этой бригады перерабатывали за смену более 300 т угля. Успешно работали женщины и на разгрузке громоздких грузов. <...> При подведении итогов социалистического соревнования ВЦСПС и Нар- комморфлот отметили успешную работу Архангельского порта в августе и сентябре, а за работу в октябре, ноябре и декабре 1943 г. порту трижды при суждались переходящее Красное знамя и премии. Такая высокая награда ко многому обязывала портовиков и воодушевляла их на новые успехи. Больших успехов в обработке судов добились портовики Северодвинска. Количество принятых ими судов в 1943 г. выросло до 69 против 58 в 1942 г. Грузчики работали по 10-12 часов в сутки, стремясь не задержать движения караванов ни на один час. Если в первый год войны в Северодвинске разгруз ка парохода составляла в среднем в сутки 250 т, то в 1943 г. она выросла до 700 т. Образцы самоотверженного труда показывали прорабы Северодвин ского района М.С. Коган, С.П. Тростенецкий и А.А. Богомолов. Они первые применили снятие с судов тяжеловесов по варианту борт-плавкран, что уско рило разгрузку судов на 15-20% . <...> Осень 1944 г. была ознаменована событием, имевшим исключительное значение для жизни Северного транспортного флота: в октябре войска Ка рельского фронта, возглавляемые генералом армии К.А. Мерецковым, и Се верный флот под командованием вице-адмирала А.Г. Головко разгромили не мецко-фашистские соединения в Заполярье. <...> Разгром сухопутных и морских сил фашистов на Севере возвратил совет скому транспортному флоту относительную свободу плавания в Баренцевом море. Суда рыболовецкого флота теперь стали выходить на промысел далеко в море. Советская промышленность обогатилась северными никелевыми руд никами. Однако освобождение Севера не сразу сделало безопасным плавание советских судов в Баренцевом море. Здесь еще действовали одиночные под водные лодки противника и оставались немецкие мины. На одной из таких мин подорвался 13 ноября 1944 г. советский буксирный пароход «Муссон». <...> 3 декабря 1944 г. пароход «Революция» во время рейса из Мурманска в Архангельск был атакован немецкой подводной лодкой и потоплен вместе с 176
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz