Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

Реконструкция Архангельского порта позволила ему успешно принимать суда с импортными грузами. С увеличением ввоза импортного оборудования портовой механизации в Архангельске была организована самостоятельная монтажная контора, которая за 1943 г. смонтировала 12 новых портальных кранов, два траншейных ленточных транспортера и плавучий кран. Затем по приказу Наркомморфлота монтажная контора переключилась на восстанов­ ление механизации освобождаемых из-под оккупации портов; в Архангель­ ске монтажные работы продолжил портовый отдел механизации, собравший еще два портальных крана - «Статпорт-пиг» и «Клайд», восемь автокранов «Лорайн» и два гусеничных крана «Марион». Кроме того, под наблюдением отдела механизации было смонтировано в Северодвинске восемь железнодо­ рожных кранов «Ортон». Значительной реконструкции подверглась угольная база Архангельского порта - Мосеев остров. Для перегрузки угля на ней были установлены желез­ нодорожные краны и два траншейных транспортера. Большую работу пришлось проделать механизаторам порта по освоению новых портовых механизмов. Наиболее способных из молодых техников на­ правляли на грузовые участки. Там под руководством опытных инженеров они изучали приемы эксплуатации и методы технического обслуживания сложных высокопроизводительных машин. В красных уголках и на страни­ цах архангельских газет можно было постоянно встретить портреты луч­ ших механизаторов порта: М.П. Тринеева, Н.И. Корнеева, В.И. Ивановой, С.И. Масеева, Т.Н. Приталюк, А.К. Денисенко, И.П. Чулкова, Г.А. Патрушина, П.И. Бурлачко, В.И. Черновой, Г.Г. Бичук, К.А. Жернаковой, Н.С. Ластина, А.Н. Рыбакова и других. В 1943 г. в Архангельский порт прибыли 43 человека, пополнившие дис­ петчерский аппарат. Лучшие образцы работы в порту показывали старший диспетчер И.И. Кудрявцев, награжденный медалью «За трудовое отличие», диспетчеры П.Ф. Брыкин, Н.И. Манзырев, Т.Я. Титова, В.В. Беляевский. Все они были награждены значками «Почетному работнику морского флота». Многие из диспетчеров впоследствии стали крупными специалистами мор­ ского транспорта и были направлены на руководящую работу в другие порты. В диспетчерском аппарате теперь работало более 20 женщин; до войны их было всего лишь три. Экспортные грузы (хромовая руда, калийная соль, меха и т. д.) главным образом перерабатывались на Бакарице. Сюда направлялось значительное количество импортных грузов и отсюда же шли грузы в Арктику. Бакарица стала основным летним районом Архангельского порта, лучше других обору­ дованным железнодорожными путями, связанными с главной Северной же­ лезнодорожной магистралью. Стабильный состав опытных грузчиков Мосеева острова в довоенное время имел весьма высокие показатели переработки угля, но с наступлени­ ем войны и с приходом в район неквалифицированных грузчиков произво­ дительность труда резко упала. Однако вновь пришедшие грузчики быстро приобретали опыт, и в 1943 г. большинство из них перевыполняло нормы гру­ зовых работ. Большая нагрузка на тельферные пути Мосеева острова вызвала к концу 1943 г. значительный их износ. Поэтому пришлось разобрать четыре тельферные дороги и на причалах проложить рельсы для железнодорожных кранов. Одновременно была построена траншея-питатель на стационарный транспортер. Кроме того, на участке работал плавучий углеперегружатель 175

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz