Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.
Архангельский порт одновременно готовился к встрече летней навига ции. 21 апреля 1943 г. Государственный Комитет Обороны дал распоряжение провести дноуглубительные работы в Архангельском порту с тем расчетом, чтобы обеспечить подход крупных морских судов и линейных ледоколов к основным причалам Северодвинска, Экономии и Бакарицы. В связи с этим Севтехфлоту были дополнительно переданы землечерпательные машины, буксиры и шаланды. Однако с наступлением летнего времени вместо расширения потока им портных грузов их прибытие в Архангельск почти прекратилось. Работа ле том ограничилась обработкой только каботажных и местных грузов. В связи с таким сокращением работы Архангельский порт по указанию Наркоммор- флота отправил во Владивосток несколько групп рабочих, общим числом I860 человек, в том числе 415 грузчиков и 208 механизаторов. В эту же нави гацию было направлено 200 грузчиков в Печорский порт, 327 человек пере шло на судоремонтный завод «Красная кузница» и на Северодвинскую верфь. 12 опытных грузчиков были откомандированы в Баку. В ноябре 1943 г. возобновилось поступление импортных грузов в порт, и количество грузчиков нужно было резко увеличить. Создавшееся положение потребовало вмешательства Государственного Комитета Обороны. Постанов лением ГКО в порт были направлены в ноябре и декабре армейские части общей численностью 2000 человек. К середине декабря порт получил от реч ного пароходства 323 человека. Непосредственная помощь порту была оказана Архангельским обкомом партии. В постановлении от 12 декабря 1943 г. бюро обкома, отмечая неудов летворительное положение с разгрузкой военной техники с иностранных судов, прибывших в порт в составе союзного каравана, наметило ряд прак тических мер по улучшению организации труда грузчиков и выделило на две недели для работы в порту 200 бойцов истребительного батальона. В порт были также направлены 70 счетно-бухгалтерских работников. Для перевозки военных грузов бюро обкома обязало командование Архангельского военно го округа выделить на два месяца 30 автомашин с шоферами. Из числа кон торских служащих порта осенью 1943 г. было создано 12 постоянных бригад грузчиков, которые систематически работали на разгрузке судов. Рабочие и служащие городских предприятий в порядке взаимопомощи отработали в порту 4850 человеко-дней. Когда в порту скапливались необработанные грузы, управление порта вместе с общественными организациями создавало однодневные «бригады общественной помощи», и на участки шли работать грузчиками и лебедчика ми инженеры, техники, бухгалтеры, счетоводы и другие работники. С увеличением объема работы пришлось вновь готовить оперативных и технических работников порта. На краткосрочные курсы были направлены отличившиеся в работе грузчики, часть людей удалось взять из других пред приятий. В связи с тем, что в зимнее время работы сосредоточивались в Се веродвинске и на Экономии, туда были посланы диспетчеры, стивидоры и складские рабочие из всех районов порта. Курсовой комбинат Архангельско го порта за 1943 г. подготовил 1244 специалиста. Опираясь на опыт первых лет войны, работники порта в 1943 г. разра ботали более рациональные схемы технологических процессов. Заметное улучшение в организации работ в порту дало введение в 1943 г. служебных положений об отделах управления порта и должностных инструкций для опе 173
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz