Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

50 т. Для выгрузки тяжеловесов из трюмов порт получил пароход-перегружа­ тель «Каму», оборудованный стрелой грузоподъемностью в 30 т. Плавучие перегружатели были распределены между Архангельском и Северодвинском, что значительно увеличило пропускную способность всех районов порта. На­ чиная с сентября 1942 г. порт уже мог одновременно обрабатывать у прича­ лов 19 крупнотоннажных судов. Если до войны механизация трудовых процессов в Архангельском порту была крайне незначительной, то уже в 1942 г. все наиболее трудоемкие рабо­ ты выполнялись различными механизмами. Монтирование механизмов возглавлял начальник отдела механизации порта инженер С.Я. Сивцов. При монтаже и реконструкции грузовых кранов Архангельскому порту помогали научные работники ЦНИИМФа, прислан­ ные из осажденного Ленинграда. В это время на Севере функционировал фи­ лиал ЦНИИМФа, который помогал Северному транспортному флоту решать многие вопросы. <...> Весной 1942 г. в Архангельске вновь почувствовался острый недостаток в портовых рабочих. На 1 апреля в порту оставалось всего лишь 45 кадровых грузчиков. К счастью, вскоре в порт прибыло 226 квалифицированных грузчи­ ков, переведенных Наркоматом из Ленинграда и портов Черного моря. Кро­ ме того, 1273 специалиста подготовил учебный комбинат (419 лебедчиков, 198 шоферов, 187 складских работников, 78 стивидоров, 18 диспетчеров, 39 маши­ нистов и мотористов кранов и др.). Сверх этого, на курсах повышения квали­ фикации прошли переподготовку 205 кладовщиков, 50 шоферов, 50 бригади­ ров грузчиков. К тому же в порту была изыскана возможность укрепить кадры технических специалистов оперативного и складского персонала. <...> Для размещения рабочих порта были построены жилые помещения на 9000 чел. На левом берегу выстроили 6 новых двухэтажных домов. Дома и бараки строили рядом с портовыми районами, чтобы рабочие не теряли мно­ го времени на переезды от жилища к месту работы. В этих же помещениях размещали воинские рабочие колонны. Однако на Левом берегу и особенно в Северодвинске, где город создавался заново, все еще ощущался острый недо­ статок жилья. Наиболее трудно в этом отношении приходилось в зимнее вре­ мя, когда в Северодвинске возрастала обработка экспортных и импортных грузов и бункеровка судов. <...> Внутри порта между районами и причалами развернулось социалисти­ ческое соревнование. К началу летней навигации в Архангельском порту в соревнование включилось 120 бригад грузчиков, которые приняли на себя обязательство бороться за получение переходящего Красного знамени Госу­ дарственного Комитета Обороны, Наркомморфлота и ВЦСПС. Вскоре выявились десятки бригад, выполнявших сменно-суточные нормы более чем на 200%. Лучшими из них были бригады Д.А. Шендрика, Н.Т. Храм- цова, А.В. Контиевского. Из пришедших в порт в начале войны молодых ра­ бочих выросли передовые крановщики - Валентина Чернова, Николай Кон- драшин, Сергей Чаврин, Рафаил Пуленков и др. Все они выполняли нормы грузовых работ до 140%. Возникшее во время войны движение портовиков за скоростную обра­ ботку судов способствовало внедрению передовых приемов работы. Одним из них была разгрузка судна через оба борта. При этом с берега грузовые ра­ боты вели портальные краны, а с внешней стороны - плавучий пятидесяти­ тонный кран. 170

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz