Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

двинска начала все более и более возрастать. Длина сплошного фронта его причалов вскоре выросла. Теперь здесь можно было принимать одновремен­ но несколько океанских судов. Один из причалов был специально приспособ­ лен для переработки тяжеловесов: на нем установили мощный кран. Кроме того, часто использовали резервный бывший 3-й заводской причал, находив­ шийся вне территории порта. Летом 1942 г. глубина у причалов Северодвинска была значительно увели­ чена. Для слива масла и бензина с танкеров проложили новый трубопровод. Оборудовали угольный причал для механизированной бункерами судов со средней производительностью до 100 т угля в час и с достаточными подход­ ными глубинами для судов ледокольного типа. Одновременно с этим были ре­ конструированы подъездные пути и постепенно механизирована причальная линия. Расширение и усовершенствование причального и складского хозяйства Северодвинска дало возможность в 1942 г. выполнить грузовые работы значи­ тельно большего объема, чем в 1941 г. Возросла переработка как каботажных грузов, так и импортных. <...> За время летней навигации 1942 г. были полностью реконструированы грузовые районы Бакарица и Экономия. По существу они были созданы за­ ново, так как ничего общего не имели с довоенным состоянием. В них рекон­ струировали и построили заново 2626 пог. м причального фронта, проложи­ ли железнодорожные пути, автогужевые дороги; для сообщения с Экономией построили деревянный мост через реку Кузнечиху (железнодорожная ветка, идущая от Экономии до Смольного Буяна, далее соединялась с Левым бере­ гом в зимнее время по льду Северной Двины). О том, какое серьезное значение придавали Центральный Комитет пар­ тии и Советское правительство Архангельскому порту, видно из того, что 12 марта 1942 г. ГКО принял специальное постановление «О мероприятиях по расширению импортно-экспортных операций в Архангельском торговом порту». На I квартал 1942 г. было выделено Цуморстрою для капитальной ре­ конструкции Архангельского порта (с дноработами) 7 млн руб. Ни один порт Советского Союза таких ассигнований в 1942 г. не получил. <...> В соответствии с постановлением ГКО бюро Архангельского обкома ВКП(б) решением от 28 марта 1942 г. обязало Севтехфлот и руководство пор­ та выполнить необходимые дноуглубительные работы, расширить акваторию Экономии, реконструировать причалы грузовых районов. Как только очистилась Северная Двина ото льда, коллектив дноуглубите­ лей Севтехфлота (главный инженер С.А. Рудин) приступил в более широких масштабах к созданию нового фарватера в Корабельном русле и увеличению глубин морского канала в Березовом баре, начатому еще в 1941 г. Глубина судового хода была увеличена, что дало возможность принимать океанские суда «Либерти» и «Эмпайеры». На дноуглубительных работах отличились ко­ мандир землечерпалки «Амур» И.Е. Пятлин, ст. механик землечерпалки «Кар­ ская» Н.А. Никитин, групповой механик Ф.Г. Звягин. Вскоре в порт начали поступать новые грузовые механизмы, участки по­ лучили 29 железнодорожных паровых кранов. Кроме того, в дополнение к со­ рокатонному плавучему крану порт получил от судоремонтного завода «Крас­ ная кузница» стопятидесятитонный. С началом навигации 1942 г. порт получил из Англии три парохода-пере- гружателя, каждый из них был оборудован двумя стрелами мощностью в 30 и 169

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz