Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.
скапливались значительные силы авиации. Все это усложняло и без того тя желые условия, в которых действовал Северный транспортный флот. Нужно было продолжать завозить строительные материалы, оборудование и рабо- чих-строителей в Поной, Иоканьгу, Териберку, в бухты Новой Земли, на ост ров Колгуев, на побережье пролива Югорский Шар и другие пункты, усилен но укрепляемые на случай нападения немецко-фашистского флота. Поэтому в начале 1942 г. были до минимума сокращены перевозки гражданских грузов. Грузы в Коми АССР и Ненецкий национальный округ пошли по Северо-Пе- чорской железной дороге, в направлении Кожва-Котлас. <...> К весне 1942 г. закончилось в основном перебазирование промышленных предприятий на восток, и на новых местах возобновилась их работа. С этого времени темпы выпуска вооружения и боеприпасов в нашей стране начали нарастать, что не замедлило отразиться на грузопотоках, идущих через север ные порты. <...> К летней навигации 1942 г. состав судов, занятых под каботажными пе ревозками, заметно изменился. Часть их погибла. Наиболее крупные суда (со скоростью более 9 узлов) перешли на загранплавание; многие продолжали оставаться под военно-морским флагом. Но для работы на Севере была при влечена группа судов Дальневосточного пароходства и прибыло несколько балтийских и черноморских, которые не могли вернуться в свои бассейны. Таким образом, к июню 1942 г. на Севере работало 90 транспортных судов. <...> Благодаря железной дороге, проложенной по южному побережью Белого моря, в 1942 г. на 70% сократились морские пассажирские перевозки по это му морю. <...> Немецкие подводные лодки и авиация, стремясь парализовать работу Се верного морского пути и сорвать плавание в Белом море, особенно настойчи во охотились за советскими линейными ледоколами. Яростным атакам под вергались ледоколы «Сибирь», «А. Микоян», «Адмирал Макаров», «Ленин». Наибольшее количество атак выпало на долю ледокола «Ленин»: немцы сде лали в 1941-1942 гг. 24 попытки потопить его. Ледокол получил 86 различных пробоин. О жестокости схваток с врагом свидетельствуют также серьезные повреждения ледоколов «А. Микоян», «Ф. Литке», «Сибирь». Последний по страдал особенно сильно. Получив 3 прямых попадания, он был направлен на судоремонтную базу в Северодвинск для восстановления. Противнику не удалось потопить ни один из советских ледоколов. Артил леристы и пулеметчики ледоколов и корабли Военно-Морского Флота бди тельно и умело защищали их от подводного, воздушного и надводного врага. <...> ГКО 13 сентября 1942 г. принял постановление о создании Архангель ского городского Комитета обороны, в задачи которого входило сосредото чение всей гражданской и военной власти и установление строжайшего по рядка в г. Архангельске и ближайших тыловых районах фронта: Плесецком, Приморском и Холмогорском. Председателем городского Комитета обороны был утвержден первый секретарь Архангельского областного комитета пар тии Г.П. Огородников. Гражданские, партийные, советские, профсоюзные, комсомольские и хозяйственные организации были обязаны беспрекословно выполнять решения Комитета обороны города. <...> Архангельский порт приобретал все большее и большее значение, чему немало способствовало развитие его Северодвинского района (начальник М.Ф. Причерт). С января 1942 г., в разгар ледовый навигации, роль Северо 168
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz