Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

К 20 октября 1941 г. в Белом море были сосредоточены ледоколы «Сибирь», «Ленин», «Ф. Литке», ледокольные пароходы «Дежнев», «А. Сибиряков», «Георгий Седов», «Садко», портовые ледоколы № 6 и № 8, портовые буксиры «Соломбала», «Северолес-18», «Северолес-19», «Норд», «Пурга», «Муссон». Все ледоколы и ледокольные пароходы были частично укомплектованы во­ енными командами и вооружены. Судоводителям были даны научно разрабо­ танные «Правила зимнего плавания во льдах Белого моря». УБЛО получало ежедневно гидрометеорологические сведения о состоянии погоды и льдов в Белом и Баренцевом морях. Для ледовой разведки и управления ледовой про­ водкой караванов УБЛО получило авиационный отряд во главе с известным полярным летчиком депутатом Верховного Совета СССР, Героем Советского Союза И.П. Мазуруком. К началу ледостава отряд располагал двумя самолета­ ми СБ и тремя самолетами ТБ-3. Ледовые условия в зиму 1941-1942 гг. оказались крайне тяжелыми. Тем­ пература воздуха доходила до -30°. В Белом море лед быстро нарастал и скап­ ливался. Отдельные ледовые поля и перемычки были настолько крепкими, что даже такие мощные ледоколы, как «Сибирь» и «Ленин», преодолевали их с трудом. Между тем плавание совершалось всю зиму, чему удачно способ­ ствовали ветры и течения, отгонявшие лед к подветренным берегам или за пределы Горла Белого моря. Поэтому было очень важно своевременно вывес­ ти суда из дельты Северной Двины в море. Но из-за серьезных недостатков в работе Архангельского порта и СГМП этого сделано не было. Пароходы «Алма-Ата», «Буденый», «Родина», «Мироныч», «Моссовет», «Кара», «Эль- на II» и др., а также несколько пришедших в Архангельск английских судов не были выведены за бар Северной Двины и зазимовали на различных участках порта, там, где вмерзли в лед, разгружая последние грузы. Коллектив Архангельского порта и его районов - Северодвинска и Эко­ номии переработал в навигацию 1941 г. все предъявленные грузы и выполнил план (составленный еще до войны) по грузовым работам на 91,2%. За это же время было выполнено задание по тонно-операциям на 115%. Одновременно Управление порта занималось реконструкцией порта. Была начата дополнительная механизация 6 причалов на Бакарице. На Левом берегу готовили 5 механизированных причалов к приему глубоковод­ ных судов. На Экономии механизировали 3 причала. В Северодвинск завози­ ли материалы для строительства четырех новых причалов. В порту были созданы курсы по подготовке портовых специалистов (кла­ довщиков, тальманов, диспетчеров, шоферов и т. д.) на 3200 чел. Парк авто­ машин намечали довести до 150 единиц. <...> Новый 1942 г. моряки Северного транспортного флота встречали в на­ пряженной обстановке. Получив поражение под Москвой в декабре 1941 г., немецко-фашистское командование решило активизировать действия сухо­ путных войск на Севере. Гитлеровская клика лелеяла мечты захватить Совет­ ское Заполярье и стремилась усилить свои военно-морские силы в Северной Норвегии и Финляндии. Перед своим морским флотом и авиацией немецкое командование поставило задачу - сорвать воинские и народнохозяйственные морские перевозки Советского Союза как на внутренних арктических, так и на внешних коммуникациях. По указанию Гитлера в январе 1942 г. на север Норвегии был переведен линейный корабль «Адмирал Тирпиц» (один из крупнейших кораблей про­ тивника) и ряд подводных лодок. Наряду с этим на прибрежных аэродромах 167

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz