Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.
хангельская городская партийная организация. По ее призыву организовыва лись воскресники, и на работу выходило одновременно по нескольку тысяч человек. Заработанные деньги отдавались в фонд обороны. С наступлением зимы должны были появиться льды в Белом море, а бар Северной Двины - подход к основным районам Архангельского порта - со всем замерзнуть. В связи с этим возникла проблема приема импортных гру зов. Надеяться только на Мурманск было рискованно, ибо Кольский залив и Северный участок Кировской железной дороги находились под воздействием вражеской авиации. Поэтому Государственный Комитет Обороны распоря дился об одновременной работе двух портов зимой 1941-1942 гг. В аванпор тах Архангельска - Северодвинске и Экономии - еще с осени начали гото виться к приему судов. В старом аванпорту Экономии, расположенном у самого входа в Березо вый бар, с осени начали реконструировать причалы, морские подходы к ним и железнодорожную ветку, которая присоединялась к Северной железной дороге только с наступлением морозов, по льду. Прокладку железнодорож ного полотна по городским улицам Архангельска от Экономии к переправе на Исакогорку (протяженностью 35 км) ГКО возложил на Управление желез нодорожного строительства Северной дороги. Срок окончания работ был установлен 31 декабря 1941 г. Ветка и переправа должны были пропускать 8 пар поездов в сутки. Архангельский облисполком направил на строитель ство 2000 рабочих, в том числе 1000 плотников и 1000 возчиков с подвода ми. Строительство велось по облегченным техническим условиям, применяя елани на болотах и укладывая непропитанные шпалы. Севтехфлот выполнил рефулирование 400 тыс. м3 грунта для отсыпки земляного полотна на болотах для балластировки. Дноуглубительные работы в Березовом баре и Корабель ном русле были проведены в объеме 1250 тыс. м3 грунта, на это правитель ство ассигновало 7 млн руб. Для работы в ледовых условиях из Архангельска направили в Экономию в декабре пятидесятитонный плавучий кран, 3 кату- чих и 1 гусеничный, а на причале Экономия начали устанавливать двенадца титонный стационарный кран и 3 портальных (грузоподъемностью 7, 5 и 6 т). Общеизвестно, что Белое море зимой никогда не покрывается сплошным льдом. К тому же господствующие ветры и течения периодически создают боль шие разводья, по которым могут проходить обычные транспортные суда. Если же в помощь им дать ледоколы, то зимнее плавание может стать регулярным. Некоторый опыт зимних навигаций в Белом море был накоплен еще в годы Пер вой мировой войны. Теперь при более мощных ледоколах было бы преступным не использовать транспортные возможности этого моря в зимнее время. Приказом народного комиссара Военно-Морского Флота СССР адмирала Н.Г. Кузнецова и начальника Главного управления Северного морского пути при СНК СССР И.Д. Папанина 10 октября 1941 г. было создано Управление беломорскими ледовыми операциями (УБЛО) с постоянным местопребыва нием в Архангельске. На пост начальника УБЛО был назначен известный ледовый капитан Герой Советского Союза М.П. Белоусов при сохранении за ним обязанностей заместителя начальника Главсевморпути; заместителем на чальника УБЛО по ледокольной части - ледовый капитан Герой Советского Союза К.С. Бадигин, а заместителем по военной части - капитан 1-го ранга Н.П. Аннин. УБЛО располагало необходимым количеством ледоколов и ледоколь ных пароходов и группой специалистов в области прогноза льда и погоды. 166
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz