Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

ходную древность нашего Архангельского монастыря, между Российскими монастырями», основанного в X II веке. Не сказывается ли здесь историческая путаница с датой основания одно­ именных монастырей? Известно, что более ранняя дата относится к монас­ тырю Михаила Архангела, расположенному совсем в другом месте - в Вели­ ком Устюге, основанному в 1212 году. Это два разных Михайло-Архангельских монастыря с одним и тем же именем Михаила Архангела. <...> ...в результате тщательно проделанного анализа появляется возможность более или менее точно определить хронологические рамки благословенной грамоты архиепископа Новгородского Иоанна - Луке, игумену монастыря святого Архистратига Михаила, - датами не ранее 1388 года (Иоанн избран Новгородским архиепископом в этом году) и не позднее 1400 года, так как игумена Луку сменили в XV веке другие начальники монастыря. Только в эти двенадцать лет (1388-1400 гг.) могла появиться данная грамота, поскольку деятельность новгородского архиепископа Иоанна и архангельского игумена Луки пересекалась только в эти указанные годы. <...> По этой благословенной Архангельской грамоте Лука стал первым леги­ тимным игуменом Михайло-Архангельской обители с того времени. Извест­ но, что подлинник благословенной грамоты хранился в Михайло-Архангель- ском монастыре до 1812-1813 годов (Амвросий, Молчанов). Датой основания Михайло-Архангельского монастыря можно считать 1388 год с учетом того обстоятельства, что монастырь уже существовал, когда благословенная грамо­ та, подтверждающая его законный статус, проходила процедуру утверждения новгородским владыкой Иоанном и была затем доставлена на Двину. Такой вывод можно сделать на основе анализа текста самой исследуемой грамоты. Относя благословенную грамоту ко времени Иоанна третьего в XIV веке, А. Кириллов философски замечал, что нет оснований отрицать существова­ ние монастыря святого Михаила и гораздо раньше описываемого времени. В подтверждение этого тезиса инспектор классов Епархиального училища священник Аркадий Кириллов приводил в 1898 году следующие веские аргу­ менты: • Новгородский архиепископ своею грамотою только благословляет все­ дневную службу у св. Михаила, что предполагает уже довольно значительный штат монашествующей братии и благоустроенность монастыря. •Одновременно архиепископ Иоанн «благословляет игуменом Луку», чем не отрицается существование до него старцев-строителей в первые времена монастыря. • Сама грамота является следствием ходатайства двинских новгородских властей только о вседневной службе у св. Михаила, так как монастырь в опи­ сываемое время был одновременно и приходскою церковью для окрестных жителей, что видно из текста самой грамоты: «а ты игумен, со всем собором и стадом св. Михаила бога моли за всех крестьян». <...> Еще один аргумент о возникновении Михайло-Архангельского монасты­ ря в двенадцатом веке. В одной копии рукописной челобитной игумена Ие­ ремии царям Петру и Иоанну, ходатайствуя о льготах для монастыря, в ка­ честве аргумента приводится: «а тому, государи, богомолию (то есть монастырю св. Архистратига Михаила) болыии 500 лет». Эта копия с челобитной игумена Иеремии от 1695 года (1695 - 500 = 1195) была найдена в бумагах монасты­ ря И.М. Сибирцевым. К сожалению, никаких других, даже косвенных свиде­ тельств, подтверждающих указанную дату, более не сохранилось. 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz