Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

давалось предпочтение перед другими организациями. Часть такой помощи была оказана за счет балтийских и черноморско-азовских портов, где в пер­ вые же недели войны объем работ резко сократился. Крупные организационные мероприятия были проведены в порту еще до конца 1941 г. Из наиболее опытных работников создали самостоятельное агентство по обслуживанию иностранных судов. Быстро восстановили и уком­ плектовали кадрами бездействовавший портовый район Экономия. На базе трех временных причалов и складов в Северодвинске было создано агентство Архангельского порта, которое в ноябре 1941 г. уже приняло первые суда с импортным грузом, а в течение ноября и декабря 1941 г. еще 10. Портовой механизации в то время в Северодвинске не было, поэтому пользоваться при­ ходилось только грузовыми стрелами судов. Для приема жидкого груза с тан­ керов рядом с первым причалом был сооружен на сваях трубопровод, кото­ рым можно было обрабатывать только один танкер. Расширение и благоустройство причалов Северодвинска шло параллель­ но со строительством железнодорожной ветки, связывающей Северодвинск с Архангельской железной дорогой. Ветку построили в очень короткий срок, и грузы без задержки пошли по ней. Реконструкция Архангельского порта потребовала значительных капи­ тальных затрат, большого расхода строительных материалов и привлечения строительных рабочих. На аванпорте Экономия были заново восстановле­ ны причалы, склады, грузовые площадки, автогужевые и железнодорожные пути, бункеровочная стационарная установка. В районе Бакарица-2 пришлось проложить дополнительные железнодорожные пути, устроить новые грузо­ вые площадки. Ввод в эксплуатацию этих двух районов дал возможность од­ новременно принимать 17 крупнотоннажных судов. Период реконструкции сопровождался резким снижением производственных возможностей порта. Так, например, катастрофически упала производительность труда; по отдель­ ным способам переработки грузов за 1941 г. она характеризуется следующими цифрами. Способ переработки Выработка на одного чел. в смену план,т выполнение, т % выполнения Вручную 12,2 5,0 40,9 Береговыми механизмами 18,8 15,2 81,0 Судовыми механизмами 12,2 3,8 31,2 Средневзвешенная 13,8 6,2 44,9 Низкие показатели объясняются главным образом большим притоком не­ квалифицированной и малоквалифицированной рабочей силы (в том числе молодежи и женщин), а также тем, что порт впервые столкнулся с военными грузами. Очень сильно снижали производительность труда различные простои. Так, за б военных месяцев 1941 г. из-за отсутствия светомаскировки было по­ теряно 7647 человеко-часов. Не раз случалось, что коллектив порта не справлялся с грузовыми опера­ циями и образовывалась «пробка». В таких случаях на помощь приходила Ар­ 165

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz