Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

Чтобы нарушить каботажное плавание советских судов у Мурманска и в Белом море, немецкое командование в конце июля направило к Горлу Белого моря подводные лодки. В августе 1941 г. у мыса Городецкого был торпедиро­ ван и потоплен пароход «Аргунь» с грузом. <...> 31 августа 1941 г. в Архангельск прибыл первый небольшой караван анг­ лийских судов с военными грузами, совершивший переход под эскортом бри­ танских кораблей. Суда первого каравана были разгружены досрочно. К этому времени НКМФ дал указание Северному морскому пароходству подготовить 5, а затем еще 6 советских судов для перевозки экспортных гру­ зов в порты Англии и Америки. Для усиления кадров СГМП (в связи с нача­ лом загранперевозок) из Балтийского морского пароходства на работу в Ар­ хангельск были срочно переведены 10 капитанов и 15 штурманов дальнего плавания, 5 механиков, 60 кочегаров и 30 матросов. 27 сентября 1941 г. караван английских судов вышел из Архангельска в обратный рейс. Вместе с ним за границу пошла группа советских судов, гру­ женных экспортными пиломатериалами: «Родина» (капитан Ф.А. Рынцин), «Буденный» (капитан И.А. Галактионов), «Севзаплес» (капитан И.С. Кара­ сев), «Алма-Ата» (капитан Г.С. Мирошниченко), «Старый большевик» (капи­ тан И.И. Афанасьев), «Моссовет» (капитан М.К. Федоров), «Сухона» (капи­ тан А.А. Малыгин). 12 октября 1941 г. все суда благополучно прибыли к месту назначения. 11 октября 1941 г. в Белое море прибыл второй караван союзных судов, вместе с которым вернулся пароход Эстонского пароходства «Эльна II» с гру­ зом угля, находившийся в момент нападения немцев на Советский Союз в Анг­ лии. Теперь этот пароход был передан Северному пароходству. Суда разгружали в Архангельске и Северодвинске. На этот раз караван привез тяжелые танки, истребители, противотанковые ружья с патронами, пушки со снарядами. 24 октября суда этого каравана покинули Белое море. Третий караван пришлось принимать уже с помощью портовых ледоко­ лов, ибо Белое море и Северная Двина покрылись крепким льдом. <...> Иногда в Архангельский порт прибывали одновременно до 27 крупнотон­ нажных судов. Для обработки их были совершенно необходимы свободная причальная линия значительной протяженности, высокая механизация гру­ зовых работ, крупные складские площади и крытые склады для накопления экспортных грузов и приема импорта; для приема судов с большой осадкой были нужны глубоководные причалы, т. е. назрела необходимость в серьез­ ной реконструкции порта. В соответствии с решением Центрального Комитета ВКП(б) в Архангель­ ском порту, где в это время работало до 10 тыс. грузчиков, был создан само­ стоятельный политотдел. Начальником утвердили по совместительству сек­ ретаря Архангельского обкома партии по транспорту А.С. Буданова. О том, какое значение имел Архангельский порт в то время, можно судить хотя бы по тому, что Совет Народных Комиссаров СССР осенью 1941 г. распорядился о пересылке туда из Ленинградского, Мариупольского и Мурманского портов нескольких портальных кранов. Из Владивостока и других портов также при­ были гусеничные и железнодорожные краны. Монтаж их был возложен на от­ дел механизации порта, который возглавлял опытный инженер С.Я. Сивцов. Нужно сказать, что в отношении снабжения квалифицированными кад­ рами, материалами, инвентарем, спецодеждой и т. д. в тяжелые дни порту от­ 164

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz