Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

Укомплектовали также кадры диспетчерского аппарата. Группа квалифи­ цированных работников прибыла из других портов, кроме того, были выдви­ нуты наиболее способные и энергичные из окончивших диспетчерские курсы. Перестройка работы порта осложнилась тем, что в июне-июле 70% кад­ ровых работников ушло в армию. На фронт шли наиболее квалифицирован­ ные специалисты. Заменять их приходилось малоквалифицированными или совсем неподготовленными людьми. В 1941 г. на работу в порт пришли 2950 новичков, которых нужно было обучить управлению механизмами, складиро­ ванию грузов, работе на автомашине и портовых судах. Поэтому оставшиеся в порту старые работники были вынуждены одновременно с выполнением своих основных обязанностей готовить молодых специалистов. Преодоление всех этих трудностей потребовало исключительного напря­ жения сил всего коллектива порта. Люди единодушно шли на любые жертвы. <...> Координация действий транспортного флота на Севере была возложена на Уполномоченного ГКО по морским перевозкам И.Д. Папанина, возглав­ лявшего в то время Главное управление Северного морского пути и хорошо знавшего материальные и транспортные ресурсы Севера в целом и морского флота в частности. <...> Начавшиеся бомбардировки Мурманского порта и явные признаки ожив­ ления во вражеских сухопутных войсках на Мурманском направлении вынуди­ ли Наркомморфлот и военное командование перебазировать большую часть транспортного флота в Архангельск. Переход протяженностью 450 миль при незаходящем солнце и постоянной угрозе удара врага с воздуха или моря транспортные и промысловые суда совершили в одиночку без прикрытия, не имея зенитного вооружения. Эта сложная и ответственная операция выпол­ нена моряками вполне успешно, без потерь. Очень помогли морякам летчики Северного флота. <...> Перегон судов оказался оправданным. На Севере было сохранено 150 пла­ вучих единиц, включая океанские суда и мотоботы. <...> С первых дней войны под воинские перевозки стали не только суда, нахо­ дившиеся в Мурманске, рядом с линией фронта. В Архангельске уже 25 июня 20 пароходов принимали военные грузы. Грузо-пассажирский пароход «Вят­ ка» под командованием капитана П.И. Михова был быстро переоборудован под госпитальное судно и приступил к вызову раненых с фронта в тыловые порты Белого моря. Пассажирские и часть грузовых судов начали перевозить из Архангельска в Кемь и Кандалакшу рабочих, направляемых на строительство оборонитель­ ных рубежей. Обратными рейсами в Архангельск суда эвакуировали население (жен­ щин, детей и стариков). С демонтированным оборудованием в тыл эвакуиро­ вали наиболее квалифицированных рабочих и специалистов. Из Мурманской области и Карело-Финской АССР вывозили ценное оборудование таких пред­ приятий, как Нивагэс, Североникель, Гуждорстрой и т. д. С 5 июля по 8 ок­ тября только из Кандалакши в Архангельск было перевезено 97 000 чел., 1100 лошадей и десятки тысяч тонн различного груза. Эвакуацией с Кольского полуострова руководил Мурманский обком ВКП(б). Архангельский обком ВКП(б) и областной Совет депутатов трудя­ щихся помогали Мурманской области тем, что предоставляли транспортные средства, складские площади и помещения для жилья. <...> 163

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz