Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

Противник не только не смог приблизиться к Мурманску, но был не в состоянии отрезать Мурманский порт ударами по центральным участкам Ки­ ровской железной дороги. Все станции, расположенные на беломорском по­ бережье от Кандалакши до Беломорска, были неприступны. Сложнее оказалось положение на юге Кировской дороги. Здесь финская армия значительно продвинулась на восток и в сентябре захватила участок дороги от станции Масельская до реки Свирь, а также южный Повенецкий участок Беломорско-Балтийского канала. Затем к 10 декабря 1941 г. фронт стабилизировался. Снабжение 14-й армии, Северного флота и Мурманска шло морским путем из Архангельска через Белое и Баренцево моря. К декабрю 1941 г. железнодорожная связь с Мурманском и западными бе­ ломорскими портами была восстановлена прокладкой соединительной ветки от станции Беломорск до станции Обозерская на Северной (Архангельской) железной дороге. После этого Кировская (Мурманская) железная дорога, имевшая большое стратегическое значение для связи Заполярья с центром, продолжала бесперебойно функционировать через Вологду Таким образом, уже к концу 1941 г. стало ясно, что планы гитлеровцев быстро овладеть советским Севером окончательно провалились. Вражеские войска были вынуждены перейти к обороне и глубоко зарыться в скалистый грунт всего в нескольких десятках километров от своих исходных позиций. Провал их планов объясняется тем, что вместе с Красной Армией и Флотом все трудящиеся Мурманска, Кольского полуострова, Архангельской области по призыву Центрального Комитета партии и Советского правительства встали на защиту родного советского Севера. <...> В обороне Заполярья не меньшую роль играл Архангельский порт. Ему пришлось принимать эвакуационные грузы и пассажиров из портов Кольского полуострова и отправлять в них войска, рабочих и строительные материалы. Архангельский порт по сравнению с Мурманским в годы войны работал в более спокойных условиях. Относительно тыловое положение Архангельска создавало ему преимущества по сравнению с фронтовыми портами, подвер­ гавшимися постоянным налетам авиации противника. Архангельск имел об­ ширный причальный фронт, оснащенный грузовыми механизмами, развитое складское хозяйство, значительные резервы кадров. Здесь было не так трудно с жильем, с питанием и материально-техническим снабжением. В этом отно­ шении Архангельская область не могла идти в сравнение с горно-скалистым Кольским полуостровом. Война сразу изменила номенклатуру грузов и их направление. Изменил­ ся порядок работы порта. С июля и до конца 1941 г. Архангельский порт не получал месячных производственных планов и не имел графика движения су­ дов, поскольку не было возможности планировать работу не только до конца года, но и на неделю вперед. В порт прибывали суда значительными группа­ ми. Их грузили в самые сжатые сроки. Во время грузовых работ обстановка часто менялась, и нагруженные суда приходилось опять разгружать. Работать приходилось со специфическими военными грузами, нуждающимися в спе­ циальных погрузочных приспособлениях и особой предосторожности. Это требовало иной организации грузовых работ, максимальной четкости в опе­ ративном руководстве многочисленными грузовыми районами порта. В пер­ вую очередь перестроили диспетчерское руководство: в основных районах порта ввели должности старших диспетчеров и тем самым сосредоточили оперативное руководство районом в ведении одного лица. 162

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz