Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

зовой район Мосеев остров. Только к Бакарице и Левому берегу подходили железнодорожные пути. <...> Автогужевые подъезды, в том числе пожарные, имели преимущественно дощатое покрытие. До войны порт имел главным образом мелкую механизацию. На 1 января 1941 г. в его ведении находился 1 портальный электрокран, 1 железнодорож­ ный, 2 гусеничных, 2 стационарных электрокрана, 14 тельферных кранов, 1 плавучий, 14 стационарных транспортеров, 25 передвижных норий, 3 акку­ муляторные тележки. Ремонт многочисленного транспортного флота Северного бассейна вы­ полняли судоремонтные базы, основными из них были Мурманский судоре­ монтный завод и судоремонтный и судостроительный завод «Красная кузни­ ца»* в Архангельске. Эти заводы имели хорошо оборудованные корпусной, литейный, сварочный, деревообделочный, трубопроводный, кузнечный и другие цеха, необходимые для ремонта всех видов и всех классов транспорт­ ных судов. Завод «Красная кузница» имел металлический плавучий док, стро­ ил преимущественно мелкие суда. В его кадрах были высококвалифицирован­ ные потомственные судостроители, имеющие опыт ремонта специфического Северного флота, ледокольных судов и военно-морских кораблей. Основным заводам помогали ремонтировать флот мелкие судоремонт­ ные предприятия Севера: судоремонтные мастерские СГМП, расположенные на Мосеевом острове в Архангельске, Лайский сухой док - в устье реки Лаи, ремонтные мастерские Мурманского и Архангельского портов. Арктическое пароходство в Архангельске имело свой небольшой судоремонтный завод. Накануне войны все предприятия и флот Северного бассейна были заня­ ты выполнением государственного плана каботажных грузопоставок и подго­ товкой к арктической навигации. Немецкое командование, развязывая войну с Советским Союзом, пред­ полагало быстро захватить Европейский Север и весь Северный морской бассейн. После захвата Кольского полуострова и берегов Белого моря немцы намеревались морскими коммуникациями выйти на речные и железнодорож­ ные магистрали, ведущие в глубь страны и на Северный Урал. <...> Советский Север с его огромными природными богатствами и жизненно необходимыми для нашей родины морскими путями занимал важное место в военных планах немецко-фашистских агрессоров. К захвату Советского За­ полярья гитлеровское военное командование готовилось заблаговременно. В 1940 г. немецко-фашистские войска с помощью предателя Квислинга и его сообщников вторглись в Норвегию, оккупировали ее и захватили северные порты этой страны - Варде, Вадсе и Киркенес, расположенные в непосред­ ственной близости к Советскому Заполярью. Затем гитлеровцы беспрепят­ ственно вошли в Финляндию и заняли район Петсамо - старинную русскую область Печенгу, примыкавшую к советско-финляндской границе. Вскоре немецкое командование сосредоточило в районе Петсамо горно­ егерский корпус, насчитывавший не менее трех полных дивизий. На при­ брежных аэродромах немцы сосредоточили более ста боевых самолетов, а в норвежских шхерах и фьордах - значительное количество кораблей и под­ водных лодок, объединенных в военно-морскую группу «Норд». В 1922 г. так были названы судоремонтные мастерские «Белмортрана», вырос­ шие за годы советской власти в крупный завод. 160

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz