Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

С.Ф.эдлинский СЕВЕРНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ ФЛОТ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ СОВЕТСКОГО СОЮЗА 1 9 4 1 - 1 9 4 5 гг. < . . . > Тяжелые условия Севера накладывали отпечаток и на работу северных портов. До войны в состав Северного бассейна Советского Союза входило 99 портов, приписных пунктов и становищ. Но основную роль как в мирное, так и в военное время играли Мурманск и Архангельск, каждый из которых имел свои особенности. Преимущество Мурманского порта в том, что он, будучи расположен в Кольском заливе, омывается теплым течением Гольфстрим. Его акватория не замерзает в течение круглого года, хорошо защищена от морских волн, но невелика. Ее обрамляют крутые скалистые склоны ущелья Кольского залива. Глубина бассейна давала возможность принимать суда со значительной осад­ кой. <...> Серьезный недостаток Мурманского порта заключался в близости к гра­ нице (80 км). Кроме того, связывающая его со страной Кировская железная дорога проходила на протяжении более 1000 км вдоль границы буржуазной Финляндии, возглавляемой правительством, враждебно настроенным к Со­ ветскому Союзу. В преимущественном положении находился Архангельский порт. Он намного ближе к промышленным центрам страны и расположен на значи­ тельном расстоянии от границы. Но крупный недостаток порта Архангельск в том, что морские подходы к нему, начиная с бара Северной Двины и до верхних причалов Бакарицы (на протяжении 60 км), на длительное время покрываются крепким пресноводным льдом. Кроме того, этот участок нуж­ дается в систематических дноуглубительных работах, так как постоянно за­ носится песком, гонимым быстрым течением Северной Двины. Весенние и осенние морозы значительно осложняют работу портового флота и грузо­ вых механизмов. Известное неудобство составляет разбросанность грузовых районов, расположенных в огромной дельте Северной Двины. Правда, это обстоятельство имеет и хорошие стороны: Архангельский порт не нуждался в возведении защитных сооружений, так как площадь его бассейна практи­ чески никогда не лимитировала судооборот. Грузовые районы и отдельные пристани Архангельского порта имели свою специализацию. Арктические грузы перерабатывали на причалах портового района Бакарица. Грузовой район Правый берег сосредоточивал грузы малого каботажа (в город и из 158

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz