Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

Архангельск покинули 39 285 иностранных солдат и 3047 офицеров, ^ ф е в ­ раля 1920 года на ледоколе «Минин» ушли из Архангельска члены Времен­ ного правительства Северной области (ВПСО) и белые офицеры, их семьи. 21 февраля 1920 года в Архангельск вступили части 6-й Красной армии, власть перешла в руки Архангельского губернского ревкома. Для создания материально-технической базы социализма особое значе­ ние приобретали лесные богатства северного края. В. И. Ленин 17 августа 1921 года подписал постановление Совета Труда и Обороны об организации треста «Северолес», в состав которого вошли все лесопильные заводы Севера. Героический труд северян в 20-30-х годах принес Архангельску славу «Всесо­ юзной лесопилки», «валютного цеха страны». За короткий срок были построе­ ны крупнейший 24-рамный Соломбальский, Цигломенский и Кегостровский лесозаводы, ряд лесозаводов в Маймаксе. Сотни миллионов рублей составила валютная выручка от экспорта советской древесины, что явилось весомым вкладом в решение ленинской программы индустриализации страны. Экспор­ тный характер лесопиления сохранялся до наших дней. В начале 70-х годов доля Архангельска в общесоюзном экспорте пиломатериалов составляла око­ ло одной четверти, в 80-е годы - свыше 30 процентов. Предприятия города первыми в стране перешли на стопроцентную поставку их в пакетах. Развива­ ются и отрасли, связанные с химической переработкой древесины. В годы Великой Отечественной войны свыше 68 тысяч человек, или каж­ дый четвертый житель города, встали в ряды защитников Родины. На фронт ушло более половины всего состава городской партийной организации. За короткий срок Архангельск освоил производство минометов, огнеметов, авиабомб, другой военной продукции. Сегодня (1988 год) предприятия Архангельска поставляют стране маши­ ны, пиломатериалы, целлюлозу, небольшие суда, другую продукцию. Ведет промысел рыбы Архангельский траловый флот. Архангельск - крупнейший транспортный узел Севера. Здесь сходятся речные, морские, железнодорож­ ные, воздушные пути. На протяжении всей своей истории Архангельск был преимущественно деревянным, часто горел. За годы советской власти он превратился в совре­ менный, культурный город. Этому способствовало выполнение генерального плана города, разработанного в 1963 году, создание мощной стройиндустрии и строительных организаций, самоотверженный труд архангельских строителей. В 60-80-е годы XX века созданы централизованные системы теплоснабжения, канализации, осуществлена реконструкция водопровода, построены мосты че­ рез Северную Двину, десятки красивых в архитектурном отношении зданий, введены в эксплуатацию миллионы квадратных метров жилых домов, оделась в гранит набережная Двины, проведена реконструкция морского порта. Значителен культурный и научный потенциал города (здесь приводятся данные 1988 года). Это лесотехнический, медицинский, педагогический вузы (ныне - университеты), Центральный научно-исследовательский институт механической обработки древесины, Северный научно-исследовательский институт промышленности, Институт леса и лесохимии, проектные органи­ зации, ряд средних специальных учебных заведений. В городе два профес­ сиональных театра, три музея. Его гордостью является Государственный ака­ демический Северный русский народный хор. Близ Архангельска родился М.В. Ломоносов, и с 1969 года в городе проводятся ежегодные Ломоносов­ ские чтения. 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz