Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.
Еще шло строительство ледовой переправы, а через реку переправляли танки. Их путь был сложным: по неокрепшему льду скользил легкий трактор, за ним на длинном тросе двигались широкие деревянные сани, на которых стояла грозная машина. Эта рискованная операция завершилась успешно. А вскоре в строй вступила и ледовая переправа. Первый мотовоз вел маши нист Вениамин Малючин с помощником Василием Поповым. На отдельных участках лед волной прогибался, трещал, из мелких трещин выступала вода. Здесь же стояли И.Д. Папанин, Г. Я. Наливайко и В.Б. Витоженц - они под бадривали железнодорожников. После этого испытания военные грузы стали бесперебойно поступать в Исакогорку, а оттуда шли прямо на фронт. Героический подвиг в летопись войны вписали моряки Северного мор ского пароходства. Уже через семь дней после объявления войны экипаж суд на «Енисей» под командованием П.И. Бурмакина в боевых условиях выпол нял ответственный рейс по доставке воинской части и боеприпасов в губу Титовка. Экипажи пароходов «Революция» (капитан А.Г. Мочалов), «Софья Перовская» (капитан И.Н. Андреев), «Моссовет» (капитан Ф.А. Рынцин), «Пролетарий» (капитан Л.В. Падорин) и многих других, подвергаясь посто янной опасности торпедирования и ударов немецких самолетов с воздуха, самоотверженно выполняли свой патриотический долг перед Родиной. Осо бенно тяжелым был путь моряков в составе транспортных конвоев. Парохо ды «Архангельск», «Крестьянин», «Революция», «Родина», «Марина Раскова» и многие другие погибли, свыше 300 моряков-северян отдали свои жизни на алтарь Победы. Благодарных слов заслуживают архангельские судоремонтники. Особен но велик вклад завода «Красная Кузница» в переоборудование мирных судов в военные, ремонт боевых и транспортных кораблей, в том числе кораблей союзников по антигитлеровской коалиции. Старший британский морской офицер Монд Кентен в записке на имя Командующего Беломорской военной флотилией отмечал: «...Почти каждый военный корабль, заходивший в порт, требовал того или иного ремонта. Многие корабли, особенно это относится к тральщику «Карриер» и траулеру «Дейнман», требовали большого ремонта. В каждом случае работа выполнялась и заканчивалась быстро, причем каче ство ремонта было первоклассным, удовлетворяющим все требования. Такая работа имеет огромное значение для движения конвоев в Советскую Россию. Разрешите выразить Вам от имени Английского Адмиралтейства особую при знательность и благодарность». Следует отметить, что впервые за всю историю Архангельский порт круглогодично принимал суда. В этом большую роль сыграли советские ле доколы. В Белом море работали ледоколы «Ленин», «И. Сталин», «Красин», «Ф. Литке», «Микоян» и другие. В проводке судов на Бакарицу и Экономию участвовали портовые ледоколы № 6 (капитан А.М. Миронов), № 8 (капитан З.С. Крюков) и «Ленин» (капитаны Н.И. Хромцов и Ф.М. Пустотный). Ле докол «Ленин» сыграл выдающуюся роль в осуществлении круглогодичной навигации в Архангельском порту. Достаточно сказать, что этот ледовый бо гатырь участвовал в проводке 778 транспортов, в том числе 343 союзных. А ведь трудиться портовикам приходилось в сложных условиях, при час тых налетах фашистских самолетов. Самым тяжелым был 1942 год. Враже скому пятому воздушному флоту была поставлена задача уничтожить союзные транспорты, прибывающие в северный порт. 24 августа был произведен пер вый массированный налет на г. Архангельск, в котором участвовало 42 бом 141
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz