Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.
большие: из-за отсутствия сложного сборочного инструмента его пришлось в срочном порядке изготовлять на архангельских заводах. Выявились и недостаточные возможности самого порта. Еще 29 июля 1941 года обком ВКП(б) и облисполком обратились в Совнарком СССР и Нар- компуть СССР с просьбой о выделении кредитов для строительства железной дороги от порта Бакарица до порта Экономия. Совет Народных Комиссаров СССР и Государственный Комитет Обороны в решениях от 7 сентября и 9 но ября 1941 года, а также от 12 марта 1942 года наметили широкую программу строительных работ в порту. Архангельскому порту было передано из Ленинградского, Мурманского, Печорского и других портов около 30 различных кранов и много другой тех ники. Началась реконструкция причалов, складов, подъездных путей на Бака- рице, Экономии. Для нужд порта выделялись рельсы, лес, все необходимые материалы. Организатором работ по реконструкции порта выступила областная пар тийная организация. Бюро Архангельского обкома ВКП(б) 22 сентября 1941 го да наметило восстановить в порту на Бакарице и Экономии восемь причалов, построить закрытые склады площадью пять тысяч квадратных метров и подъ ездные пути к этим сооружениям. Большую роль в организации строительства транспортных коммуникаций сыграл городской комитет обороны Архангель ска во главе с секретарем обкома ВКП(б) Г.П. Огородниковым. Трудовой подвиг совершил в годы Великой Отечественной войны боль шой и дружный коллектив портовиков. Начальником Архангельского пор та был назначен опытный специалист Я.Л. Бейлинсон, его заместителем - Г.И. Дикой, руководителями районов порта - М.Ф. Причерт, А.А. Ильичев, К.А. Конин. Непосредственное руководство осуществлял секретарь обкома ВКП(б) по транспорту А.С. Буданов. Заслуженной славой в порту пользовались бригады грузчиков стивидоров и механизаторов, которые возглавляли Н.Ф. Кукушкин, М.А. Реутов, С.Н. Ер мак, Н.Д. Кузнецов, ГА. Шадрина, Т.А. Валов, Я.И. Меньшиков и многие дру гие. Большая ответственность за проводку советских и иностранных судов в порт ложилась на коллективы лоцманской службы. Лоцман порта Н.С. Яшков, И.В. Медведков, А.С. Баскаков, В.Т. Широкий, военные лоцманы Б.П. Пус тотный , З.И. Котцов, П.М. Нефедов, С.В. Гудин и многие другие часто при штормовой погоде, в туман, во время сжатия льдов проводили суда в порт к местам швартовки и, как правило, без аварий. Строительство железнодорожной линии от Экономии до Жаровихи без преувеличения можно отнести к героическим страницам истории прифрон тового города. В самые сжатые сроки архангелогородцы в болотистой мест ности проложили стальную ветку. Не остановила северян и река. В кабинете заведующего отделом водного транспорта обкома ВКП(б) К.К. Кострова собрались портовики, железнодорожники, военные. Обсуж дался вопрос о строительстве ледовой переправы. Положение сложное: тол щина льда едва достигала 65 сантиметров. На помощь в создании надежной дороги были призваны ученые-гидрографы Н.Н. Зубов, М.М. Сомов и ар хангельский специалист по портостроительству Г.Я. Наливайко. Их расче ты показали: единственный выход - искусственным путем наморозить лед. Для этой необычной операции была мобилизована большая часть пожарных помп города. 140
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz