Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.
!УЛ iu S l В.Н . БУЛАТОВ КОНВОИ ИДУТ В АРХАНГЕЛЬСК Немецкое военное командование в своих планах отводило особое место Северу. По плану «Барбаросса» фашисты предусматривали захват западного Заполярья, оккупацию Мурманска и Архангельска. 15 октября 1941 года начальника Главсевморпути И.Д. Папанина вызва ли в Государственный Комитет Обороны. И.В. Сталин изложил ситуацию так: «Архангельский порт имеет сейчас и будет иметь в ближайшем будущем осо бо важное значение...» <...> В этот же день было принято решение о назначе нии И.Д. Папанина уполномоченным Государственного Комитета Обороны по перевозкам на Севере. В годы войны между СССР, США и Англией был заключен ряд соглаше ний о поставках вооружения, боеприпасов, транспортных средств, горючего, продовольствия и других материалов в Советский Союз и различных грузов из СССР в эти страны. Архангельский порт стал одним из основных пунктов, через которые осуществлялась связь с союзниками по антигитлеровской коа лиции. Неслучайно английский премьер-министр У. Черчилль в послании И.В. Сталину от 6 октября 1941 года отмечал: «При организации этого регу лярного цикла конвоев мы рассчитываем, что Архангельск будет принимать главную часть поставок». 17 октября 1941 года уполномоченный Государственного Комитета Обо роны по перевозкам на Севере прибыл в поморскую столицу. Для штаба упол номоченного было выделено специальное помещение, оборудованное всеми средствами связи. С помощью местных партийных, советских и военных властей был укомплектован штаб в количестве 26 человек. Кабинет под номе ром 84 в Доме Советов стал известен отныне многим северянам. А еще раньше в Архангельск начали прибывать первые иностранные суда. 29 августа 1941 года на рейде Северодвинского плавучего маяка встали пасса жирский пароход и сопровождающие его английский крейсер «Нигерия» и три эсминца. На этих кораблях прибыли советские рабочие и служащие, вы везенные с острова Шпицберген. 31 августа появился первый морской караван союзников - шесть англий ских транспортов с боевым сопровождением. Они доставили в Архангельск оборонные грузы. Общее руководство по обслуживанию иностранных судов было возложено тогда на заместителя начальника торгового порта Г.И. Ди кого. После разгрузки сразу началась сборка самолетов. Трудности были 139
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz