Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

!УЛ iu S l В.Н . БУЛАТОВ КОНВОИ ИДУТ В АРХАНГЕЛЬСК Немецкое военное командование в своих планах отводило особое место Северу. По плану «Барбаросса» фашисты предусматривали захват западного Заполярья, оккупацию Мурманска и Архангельска. 15 октября 1941 года начальника Главсевморпути И.Д. Папанина вызва­ ли в Государственный Комитет Обороны. И.В. Сталин изложил ситуацию так: «Архангельский порт имеет сейчас и будет иметь в ближайшем будущем осо­ бо важное значение...» <...> В этот же день было принято решение о назначе­ нии И.Д. Папанина уполномоченным Государственного Комитета Обороны по перевозкам на Севере. В годы войны между СССР, США и Англией был заключен ряд соглаше­ ний о поставках вооружения, боеприпасов, транспортных средств, горючего, продовольствия и других материалов в Советский Союз и различных грузов из СССР в эти страны. Архангельский порт стал одним из основных пунктов, через которые осуществлялась связь с союзниками по антигитлеровской коа­ лиции. Неслучайно английский премьер-министр У. Черчилль в послании И.В. Сталину от 6 октября 1941 года отмечал: «При организации этого регу­ лярного цикла конвоев мы рассчитываем, что Архангельск будет принимать главную часть поставок». 17 октября 1941 года уполномоченный Государственного Комитета Обо­ роны по перевозкам на Севере прибыл в поморскую столицу. Для штаба упол­ номоченного было выделено специальное помещение, оборудованное всеми средствами связи. С помощью местных партийных, советских и военных властей был укомплектован штаб в количестве 26 человек. Кабинет под номе­ ром 84 в Доме Советов стал известен отныне многим северянам. А еще раньше в Архангельск начали прибывать первые иностранные суда. 29 августа 1941 года на рейде Северодвинского плавучего маяка встали пасса­ жирский пароход и сопровождающие его английский крейсер «Нигерия» и три эсминца. На этих кораблях прибыли советские рабочие и служащие, вы­ везенные с острова Шпицберген. 31 августа появился первый морской караван союзников - шесть англий­ ских транспортов с боевым сопровождением. Они доставили в Архангельск оборонные грузы. Общее руководство по обслуживанию иностранных судов было возложено тогда на заместителя начальника торгового порта Г.И. Ди­ кого. После разгрузки сразу началась сборка самолетов. Трудности были 139

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz