Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.
В XV I-XV II веках Архангельск играл важную роль в экономической и политической жизни России, был единственным морским портом - ворота ми в Европу. Через него велась регулярная заграничная торговля, в которой участвовали десятки русских городов, приезжали и уезжали русские и ино странные дипломатические посольства. Заморские суда везли в Архангельск оружие, железо, сукна, галантерею, драгоценности и т. д., в Европу - хлеб, воск, пеньку, смолу, лен, пушнину и другие товары. Однако после основания Петербурга значение Архангельска как всероссийского порта падает. В конце XVII века Архангельск стал колыбелью отечественного судострое ния. Основание первой в России государственной судостроительной верфи на острове Соломбала связано с именем Петра Первого, который заложил здесь первый корабль, а через год сам участвовал в его спуске. Первенец русского торгового флота - «Святой Павел» сошел на воду 20 мая 1694 года. Всего Со- ломбальская судоверфь дала стране до 1862 года около пятисот парусных ко раблей различных типов, в том числе и военных. Среди них построенный за мечательным корабельным мастером А.М. Курочкиным знаменитый «Азов», заслуживший бессмертную славу в Наваринском сражении, другие уникаль ные по конструкции и надежности суда, увенчанные боевой славой. Архангельск не только строил корабли, но и отправлял служить на них отважных смекалистых поморов, которые были непременными участниками всех значительных кампаний России на морях и океанах: от кругосветных плаваний до морских сражений. В 1781 году была учреждена первая в России мореходная школа, ныне - Архангельское мореходное училище имени капи тана В.И. Воронина. Его выпускники - жители и уроженцы Архангельска - участвовали во многих экспедициях от Северного полюса до Антарктиды. От причалов Архангельска в полярное плавание отправилось более 200 экспеди ций, в том числе один из отрядов Великой Северной экспедиции В.Я. Чича гова, Ф. Розмыслова, Ф.П. Литке, П.К. Пахтусова, В.А. Русанова, Г.Я. Седо ва. В советское время от берегов Двины уходили суда Карских экспедиций, а также «Персей», «Г Седов», «Литке» и другие. 28 июля 1932 года жители города проводили ледокольный пароход «Сибиряков», капитаном которого был В.И. Воронин; а начальником экспедиции О.Ю. Шмидт. Впервые за одну навигацию был пройден весь Северный морской путь. В X IX веке, особенно во второй половине, Архангельск развивается как крупный центр лесопиления, преимущественно экспортного направления. Среди рабочих города распространяется марксизм, формируются социал-де- мократические кружки, в 1903 году возник Архангельский комитет РСДРП. Через Архангельский порт в Россию нелегально доставлялась из Лондона ле нинская «Искра». В 1918-1920 годах Архангельский Север пережил иностранную интервен цию и острейший период Гражданской войны. Со 2 августа 1918 года в Архан гельске функционирует Верховное управление Северной области (ВУСО), созданное в результате антисоветского переворота. ВУСО упразднило все ор ганы советской власти, восстановило земские и городские самоуправления, суды, приняло постановление «О свободе совести, слова, печати, собраний и союзов» к пригласило в город своих иностранных союзников. Уже вечером 2 августа 1918 года в архангельской гавани высадился союзный десант. Одна ко части американских, британских и французских войск воевали на Архан гельском Севере недолго. Первыми ушли французские и американские вой ска, затем последовала очередь англичан. С 1 июня по 12 октября 1919 года 10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz