Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

1887 год 1889 год 1890 год 1895 год июль 1897 год 1 сентября 1897 год 17 ноября 1898 год На месте Соломбальской судоверфи, прекратившей сущест­ вование в 1862 году, построены мастерские Управления работ по улучшению Архангельского торгового порта. По­ началу обслуживали портовые и частные торговые суда. В годы Первой мировой войны выросли в крупное про­ мышленное предприятие - завод и 27 апреля 1917 года были официально преобразованы в Архангельский порто­ вый ремонтный завод Министерства торговли и промыш­ ленности. В 1922 году завод получил наименование «Крас­ ная кузница». <...> На Березовом баре Архангельского порта впервые про­ водились землечерпательные дноуглубительные работы. К этому времени Северная Двина настолько здесь обме­ лела, что суда не могли брать полный груз в порту и дог­ ружались с лихтеров за баром в открытом море. Это было одной из причин упадка торговли Архангельского порта. В начале 90-х годов в порту сформировался первый земле­ черпательный караван. <...> В вечернее время город освещался 787 керосиновыми фо­ нарями, которые зажигались с середины августа до появ­ ления снега, с 1905 года - с августа по март. В 1909 году на Троицком проспекте и набережной было установлено элек­ трическое освещение. <...> Началось регулярное пассажирско-грузовое сообщение между Архангельском и устьем реки Печоры. Рейсы совер­ шал пароход «Норденшельд». <...> В Архангельске начала действовать первая телефонная станция. Она была смонтирована в здании почтамта. (Зда­ ние сохранилось, в нем размещается областной комитет по телевидению и радиовещанию.) Коммутатор имел сто но­ меров, а к концу 1915 года телефонная сеть города насчи­ тывала 780 абонентов. <...> На левом берегу Северной Двины состоялось открытие участка Северной железной дороги Вологда-Архангельск: от железнодорожного вокзала отошел первый пассажир­ ский поезд. Первоначально поезда покрывали расстояние протяженностью 595 верст за 42 часа. Железная дорога была узкоколейной. В период Первой мировой войны по­ лотно было «перешито» на широкую колею. <...> На Северной Двине начало действовать пароходное обще­ ство «Котлас-Архангельск-Мурман». В его задачу входила доставка водным путем в Архангельск из Котласа грузов, поступавших туда из Сибири по Пермь-Котласской желез­ ной дороге, и отправление их за границу, а также отправка заграничных грузов из Архангельска в Сибирь. Пароходное общество имело в Архангельске свою пристань (в районе современного морского-речного вокзала). В его распоря­ жении было 12 пароходов, 55 барж и 20 различных мелких судов. <...> 119

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz