Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

1787 год 1790 год 1793 год 26 июня 1794 год 1 апреля 1783 год 1 июля 1795 год 1800 год 12 ноября 1803 год Открыта городская управа благочиния, в обязанности ко­ торой входил полицейский надзор за благопристойностью и благонадежностью горожан. Подчинялась обер-комен- данту города И.Р. Ливену. В 1797 году управа благочиния была преобразована в городскую полицию. <...> Впервые проводились работы по осушке Архангельска: вдоль улиц были прорыты продольные и поперечные ка­ навы, сделаны насыпи для укрепления грунта. Канал был прорыт и на окраине города, граничившей с болотистой тундрой. Позднее его назвали Обводным. Первый этап ра­ бот был закончен в 1792 году. <...> Построен канатный завод купца И. Плотникова, на кото­ ром вырабатывали тросы, разных видов веревки, канаты, используемые в морском деле. <...> В Архангельске произошел самый опустошительный пожар, уничтоживший все строения от улицы Воскресенской (ул. Эн­ гельса) до Театральной (ул. Володарского) и от набережной до противоположной окраины города. Загорались даже мор­ ские и речные суда, стоявшие у причалов. Пожар длился двое суток. Сгорело 1075 деревянных и выгорело 14 каменных до­ мов, 945 семей остались без крова и имущества. В помощь по­ горельцам была выделена ссуда в сумме 38 тысяч рублей. <...> Утвержден новый план застройки Архангельска, пострадав­ шего от пожара 1793 года. План предусматривал прокладку четырех проспектов параллельно течению Северной Дви­ ны, они пересекались более чем двадцатью улицами. Эти направления проспектов и улиц сохранил и современный город. Позднее, после пожаров 1847 и 1851 годов, в 1854 го­ ду был утвержден новый план Архангельска, незначитель­ но отличавшийся от плана 1794 года. <...> На набережной Северной Двины взамен трижды сгорав­ ших деревянных помещений построено каменное подво­ рье Соловецкого монастыря. С 1900 года при подворье действовал храм, построенный в честь основателей монас­ тыря Зосимы, Савватия и Германа. В Архангельске родился известный инженер-кораблестро­ итель Иван Афанасьевич Амосов (1800-1878). Автор про­ ектов и создатель первых русских паровых военных судов, быстроходных винтовых кораблей (первым был пароход «Архимед», затем «Паллада» и др.). <...> В Архангельском порту начал работать Андрей Михайлович Курочкин (1770-1842) - выдающийся кораблестроитель, создатель многопушечных линейных кораблей, каждый из которых отличался прочностью и высоким качеством отделки. Талантливый изобретатель, внедривший много новшеств в практику отечественного кораблестроения. В 1825 году на Соломбальской верфи построил первое в Архангельске паровое судно - колесный пароход «Легкий». А.М. Курочкин - уроженец Новгородской губернии. Умер 4 декабря 1842 года в Архангельске. Похоронен на Солом- бальском кладбище. <...> 8 - 1 2 1 1 113

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz