Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

военных материалов. Суда вереницей шли в Архангельск. И хотя опасность подрыва на минах и угроза нападения существовали постоянно, потери судов исчислялись единицами. Зато Архангельскому порту дважды был нанесен весьма существенный урон. 26 октября 1916 года на Бакарице у причала № 20 взорвался пароход «Барон Дризен», прибывший из Нью-Йорка «с грузом особого назначения» - взрывчаткой, порохом, фугасными гранатами и пр. Взрывом были полностью уничтожены причал протяженностью 160 метров, 27 бараков, 5 каменных зданий, электростанция, десятки жилых домов, несколько пакгаузов с гру­ зами. За первым взрывом последовало еще два. Начальник Архангельского порта Б. Веретенников доносил военному министру: «Взрывами на Бакари­ це убито 650 человек, насчитывается 839 раненых». По другим источникам, число раненых, только зарегистрированных в больницах и лазаретах города, достигло 1166 человек. Многие пропали без вести. 13 января 1917 года около 10 часов утра на Экономии взорвался стоявший у причала ледокольный пароход «Семен Челюскин», пришедший накануне с полными трюмами взрывчатки и боеприпасов. В результате на Экономии не осталось ни одного неповрежденного строения (а их насчитывалось около 300), даже железнодорожная ветка вышла из строя на протяжении трех кило­ метров - такова была мощность взрыва. Убитых и раненых оказалось более 500 человек. И хотя в обоих случаях были созданы «высочайше утвержденные след­ ственные комиссии», виновники взрывов так и не были найдены, хотя есть все основания полагать, что это были диверсии. Взрывы нанесли, казалось, непоправимый урон обоим грузовым районам морского порта. Но люди всем миром навалились на ликвидацию их послед­ ствий. Благодаря огромным усилиям солдат и рабочих, к началу навигации 1917 года многое удалось восстановить. С приходом первых судов оба грузо­ вых района смогли приступить к приему большого потока поступающих гру­ зов. И в заключение - короткий рассказ о событиях последних предреволю­ ционных месяцев, имевших место в Соломбале. В фонде главного инженера Беломорских портов мне встретилось архивное дело под названием «О пре­ образовании мастерских Управления работ в портовый завод». В нем собра­ ны материалы, рассказывающие о том, как на территории бывшей казенной верфи создавалось крупное судоремонтное предприятие. В феврале-марте 1916 года в Управлении работ по улучшению Архангель­ ского порта состоялось несколько совещаний, на которых рассматривался вопрос о расширении мастерских. Проблема стояла, как отмечалось выше, очень остро. Сложившаяся обстановка требовала принятия срочных мер по укреплению ремонтной базы морского флота. На одном из последующих со­ вещаний отмечалось, что если в 1914 году мастерские обслуживали только суда землечерпательного каравана, то к весне 1916 года более 2/ , всех работ занимал уже ремонт военных, портовых, а также частных и иностранных су­ дов и что мастерские «по характеру своей деятельности» уже «не могут счи­ таться мастерскими при караване». Отдел торговых портов предложил Боткинскому заводу открыть при мас­ терских свой филиал. Вскоре в Архангельск прибыл и представитель этого завода - инженер В.Н. Цапенко. С ним договорились о том, что Боткинский 99

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz