Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.
военных материалов. Суда вереницей шли в Архангельск. И хотя опасность подрыва на минах и угроза нападения существовали постоянно, потери судов исчислялись единицами. Зато Архангельскому порту дважды был нанесен весьма существенный урон. 26 октября 1916 года на Бакарице у причала № 20 взорвался пароход «Барон Дризен», прибывший из Нью-Йорка «с грузом особого назначения» - взрывчаткой, порохом, фугасными гранатами и пр. Взрывом были полностью уничтожены причал протяженностью 160 метров, 27 бараков, 5 каменных зданий, электростанция, десятки жилых домов, несколько пакгаузов с гру зами. За первым взрывом последовало еще два. Начальник Архангельского порта Б. Веретенников доносил военному министру: «Взрывами на Бакари це убито 650 человек, насчитывается 839 раненых». По другим источникам, число раненых, только зарегистрированных в больницах и лазаретах города, достигло 1166 человек. Многие пропали без вести. 13 января 1917 года около 10 часов утра на Экономии взорвался стоявший у причала ледокольный пароход «Семен Челюскин», пришедший накануне с полными трюмами взрывчатки и боеприпасов. В результате на Экономии не осталось ни одного неповрежденного строения (а их насчитывалось около 300), даже железнодорожная ветка вышла из строя на протяжении трех кило метров - такова была мощность взрыва. Убитых и раненых оказалось более 500 человек. И хотя в обоих случаях были созданы «высочайше утвержденные след ственные комиссии», виновники взрывов так и не были найдены, хотя есть все основания полагать, что это были диверсии. Взрывы нанесли, казалось, непоправимый урон обоим грузовым районам морского порта. Но люди всем миром навалились на ликвидацию их послед ствий. Благодаря огромным усилиям солдат и рабочих, к началу навигации 1917 года многое удалось восстановить. С приходом первых судов оба грузо вых района смогли приступить к приему большого потока поступающих гру зов. И в заключение - короткий рассказ о событиях последних предреволю ционных месяцев, имевших место в Соломбале. В фонде главного инженера Беломорских портов мне встретилось архивное дело под названием «О пре образовании мастерских Управления работ в портовый завод». В нем собра ны материалы, рассказывающие о том, как на территории бывшей казенной верфи создавалось крупное судоремонтное предприятие. В феврале-марте 1916 года в Управлении работ по улучшению Архангель ского порта состоялось несколько совещаний, на которых рассматривался вопрос о расширении мастерских. Проблема стояла, как отмечалось выше, очень остро. Сложившаяся обстановка требовала принятия срочных мер по укреплению ремонтной базы морского флота. На одном из последующих со вещаний отмечалось, что если в 1914 году мастерские обслуживали только суда землечерпательного каравана, то к весне 1916 года более 2/ , всех работ занимал уже ремонт военных, портовых, а также частных и иностранных су дов и что мастерские «по характеру своей деятельности» уже «не могут счи таться мастерскими при караване». Отдел торговых портов предложил Боткинскому заводу открыть при мас терских свой филиал. Вскоре в Архангельск прибыл и представитель этого завода - инженер В.Н. Цапенко. С ним договорились о том, что Боткинский 99
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz