Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.
Двину, у алебастрового завода, был проложен железнодорожный путь, кото рый шел затем в черте города - по Петроградскому (ныне Ломоносова) про спекту до улицы Комсомольской, а там - вновь на лед через Кузнечиху и - до Экономии. И в годы Великой Отечественной войны была построена времен ная железнодорожная ветка, соединявшая Экономию с левым берегом Север ной Двины. Она помогала существенно ускорить доставку на фронт боепри пасов и продовольствия, поставлявшихся нам союзниками. Так получилось, что все портовые сооружения, построенные в труднейших условиях Первой мировой войны, именно в военные годы работали с наибольшей отдачей. Когда оба грузовых участка - Бакарица и Экономия - только строились, Архангельск посетили министр путей сообщения Рухлов и морской министр адмирал Григорович. Ознакомившись со строительством, они остались до вольны темпами и качеством работ. Группе инженеров порта Григорович вручил заслуженные награды. Орденом Св. Владимира 4-й степени «за осо бые труды по обстоятельствам военного времени» был награжден и инженер П.Г. Минейко, исполнявший в это время обязанности начальника порта. Чтобы обезопасить доставку грузов в порт и работу самого порта, в годы войны позаботились и об охране морских коммуникаций в Белом и Баренце вом морях. Как уже отмечалось, в 1915 году была создана Партия траления Белого моря. Но итоги навигации этого года, по замечанию упомянутого выше капи тана 1-го ранга Н.А. Залесского, «показали, что траление, охрану коммуника ций и оборону побережья Северного Ледовитого океана и Белого моря необ ходимо обеспечивать силами русского флота, не полагаясь на англичан». На получение боевых кораблей с Черного и Балтийского морей рассчи тывать не приходилось - они были блокированы немцами. В Архангельск и Кольский залив корабли прибывали разными путями. Крупные, такие как бро неносец (линкор) «Чесма» и крейсер «Варяг», прошли с юга Суэцким каналом и, обогнув Скандинавию, прибыли в Кольский залив. Завершив ремонт, из Франции на Север пришел крейсер «Аскольд». Прибыли в Архангельск корабли Сибирской военной флотилии: минный заградитель «Уссури», миноносцы «Властный», «Грозовой», «Капитан Юра- совский», «Капитан Сергеев» и другие. Все они с большими трудностями, но преодолели Северный морской путь. Но и этих сил для защиты северных морских коммуникаций, по мнению правительства, было недостаточно. В Англии приобрели несколько военных тральщиков, покупали за границей и рыбные траулеры, китобойные суда, яхты и пароходы - и в спешном порядке превращали их в боевые вспомога тельные корабли. В феврале 1916 года Морское министерство приняло решение об орга низации военной флотилии Северного Ледовитого океана (СЛО). Накануне вооруженного восстания в Петрограде во флотилии СЛО числилось 89 бое вых и вспомогательных кораблей и судов. Это были довольно внушительные военно-морские силы, с которыми противник уже не мог не считаться. В результате немецким кораблям и подводным лодкам так и не удалось сколько-нибудь серьезно нарушить доставку в Архангельск военных грузов и различного оборудования. За 1914-1917 годы через Поморье ввезли в Россию около 5475 тысяч тонн импортного груза. Только из Англии и Франции за эти годы поступило 769 тысяч винтовок, 8590 пулеметов, 4381 орудие (в пере счете на русскую трехдюймовую полевую пушку), миллионы патронов, масса 98
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz