Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.

подходящего судна. Вскоре выяснилось, что таковым располагает лесопильный завод Ульсена «Стелла-Поляре», расположенный в устье реки Печоры. Фирма дала согласие на продажу судна. Правда, прибывший за ним на Пе­ чору капитан Басманов нашел, что оно далеко не новое, и сообщил П.Г. Ми­ нейко: «...баржа скоро потребует капитального ремонта... но если обсто­ ятельства военного времени того потребуют, то можно его у этой фирмы зафрахтовать». Обстоятельства «того требовали», баржа была доставлена в Архангельск, капитально отремонтирована и приспособлена под большие нагрузки. На ее верхней палубе установили три рельсовых пути для закрепления на них 16 вагонов. Осенью 1917 года получили давно ожидаемые железнодорожные стрелки для парома. Шли последние работы по обустройству паромной пе­ реправы. Но тут в Архангельск пришло известие о вооруженном восстании в Петрограде, и местным портовым властям стало не до парома. Он так и не совершил ни одного рейса. Не осуществился и еще один крупномасштабный план. Дело в том, что грузовой район Экономия рассматривался как временный аванпорт. Посто­ янный же намечалось обустроить непосредственно на взморье. «Основная задача аванпорта, - отмечал большой специалист по портовым гидротехни­ ческим сооружениям В.В. Ляхницкий, - продлить навигационный период Ар­ хангельского порта путем вынесения портовых устройств ближе к открыто­ му морю за пределы рано и прочно замерзающей дельты». Но в то же время было вполне объяснимое желание «назначить место для аванпорта ближе к существующему Архангельскому порту для облегчения общения с этим пос­ ледним и укорочением путей, соединяющих аванпорт с Архангельском». Два этих требования, отмечал В.В. Ляхницкий, были «противоположны... при изысканиях в восточной части дельты пункта расположения аванпорта». Наиболее подходящим местом были Железные Ворота - пролив между северной оконечностью острова Мудьюг и материком, ведущий в Сухое море. Веским аргументом в пользу этого было то обстоятельство, что «море здесь не замерзает 10 месяцев в году, причем образующийся во время морозов по­ верхностный лед очень рыхлый, благодаря заметной солености воды». Но отдаленность Железных Ворот от Архангельска и огромные затраты, кото­ рые потребовались бы на строительство железной дороги, огибающей Сухое море, заставили специалистов искать для постоянного аванпорта другое мес­ то. Тогда выбор пал на участок, расположенный мористее Лапоминской гава­ ни напротив южной оконечности Мудьюга. В 1916 году прорубили просеку от Экономии до выбранного участка и начали отсыпку насыпи, вдоль которой складывали рельсы, закупленные в Америке. На самом Мудьюге построили пакгаузы, две платформы, колодцы для по­ лучения питьевой воды и бараки для размещения 250 рабочих, а также жилые помещения для офицеров и чиновников таможенного ведомства. Началось строительство небольшой электростанции. Но все эти помещения так и не были использованы по прямому назначе­ нию. В августе 1918 года Архангельск захватили интервенты и белогвардей­ цы, и Мудьюг стал концентрационным лагерем - «островом смерти», как его называли сами политзаключенные. Словом, так суждено было судьбе распорядиться, что аванпорт Экономия стал постоянным грузовым участком. Во время войны с белофиннами, суро­ вой зимой 1939-1940 годов (крепко сковавшей лед на реке) через Северную 7 - 1211 97

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz