Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.
небольших метеостанций, оборудованных на побережье Баренцева и Белого морей. В 1915 году начальник Управления работ по улучшению Архангельского порта инженер П.Г. Минейко одновременно стал исполнять обязанности на чальника порта. И нужно сказать, назначение оказалось на редкость удачным: масштабность мышления и государственный подход к решению любой из поставленных жизнью задач отличали этого незаурядного человека. Благода ря его деловым качествам, порт в эти годы прочно вставал на ноги, обустраи валась Бакарица, зарождался аванпорт Экономия. Два этих грузовых района действуют и по сей день. Весной 1916 года П.Г. Минейко был назначен главным инженером портов Беломорского района. Ему была подчинена технико-строительная часть в Ар хангельском порту и поручен инспекторский надзор за этими работами в дру гих пунктах района. С этого времени должность начальника Архангельского порта стал исполнять Б. Веретенников. От Петра Герардовича Минейко и ведут сегодня своеобразную «родослов ную» главные инженеры Северного морского пароходства. В октябре 1917 года Минейко создал новую портовую службу - технический отдел, первым начальником которого был назначен «гражданский инженер» В.А. Смирнов. Несколько подробнее хочется рассказать о созданном заботами Петра Герардовича аванпорте Экономия. Для оборудования аванпорта, о котором давно мечтали в Архангельске, был, наконец, определен участок при слиянии Кузнечевского и Маймаксанского рукавов Северной Двины, где стоял неболь шой лесопильный завод голландской фирмы, называвшейся Лесопильным товариществом «Экономия». Владельцам фирмы выплатили деньги, а взамен получили удобную территорию «с одной причальной линией на шесть паро ходов». 24 ноября 1914 года младший надзиратель порта В. Калиновский до ложил своему начальству, что «прибыл на завод Экономия с тремя нижними чинами и расквартировался в снятом помещении, над которым и поднял пор товый флаг». Экономию «предполагалось оборудовать причальной линией, разгрузочными кранами и достаточным числом путей для возможности об служивания движения в 210 вагонов в сутки». Железнодорожная ветка начи налась между деревнями Жаровиха и Белая Гора. С левым берегом здесь пла нировалось наладить паромную переправу. Затем путь шел берегом Северной Двины, мимо Льняного и Смольного Буянов, огибал здание духовной семина рии (сейчас здесь стоят корпуса педагогического института) и далее - вдоль Обводного канала - на реку Кузнечиху. Затем железная дорога пересекала Кузнечиху через остров Шилов, что лежит ныне напротив городской ТЭЦ (на протоках реки были построены деревянные мосты). Потом ветка шла по болотистой местности Большого Соломбальского острова и через Маймаксу выходила прямо на Экономию. Общая протяженность дороги составляла око ло трех десятков километров. Работы были завершены в 1916 году. Грузы, до ставляемые с моря к причалам Экономии, шли по этой дороге к ее конечному пункту, а далее, на баржах, - на левый берег реки. Так - до ледостава. Когда же наступили сильные морозы и лед на Двине окреп, на него уложили рельсы, и небольшой маневровый паровоз, не спеша, осторожно переправлял груз на же лезнодорожную станцию. Но дважды в год - весной и осенью - связь с левым берегом реки прерывалась на несколько недель. Грузы скапливались, поезда простаивали. Чтобы ликвидировать этот «прорыв», инженеры порта предло жили связать два берега реки железнодорожным паромом. Начались поиски 96
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz