Дюжилов, С. А. Мурманская железная дорога и наука : опыт взаимодействия (1920-1930-е гг.) // VIII Ушаковские чтения, [Мурманск, 2-4 марта 2011 г.] : к 90-летию со дня рождения профессора И. Ф. Ушакова : сборник научных статей / [редкол.: П. В. Федоров (науч. ред.) и др.]. - Мурманск, 2012. - С. 77-81.

роэнергии в районе Хибин, а также оставил свой след в организации сначала Апатитонефелиновой комиссии, а затем треста «Апатит». О размерах финансирования железной дорогой различного рода экспедиционных работ на территории края можно судить по такому фак­ ту. Только за один 1930 г. Колонизационным отделом было потрачено на организацию кольских экспедиций 69 550 руб. 75 коп. С учетом же затрат дороги на строительство Хибинской горной станции эта сумма возрастает до 79 110 руб. 75 коп. Примечательно, что расходы железной дороги на академические экспедиции на Кольский Север в 1930 г. в 7 раз превыша­ ли субсидии на те же цели собственно АН СССР. Вряд ли без такой фи­ нансовой помощи ученые могли бы в то время успешно решать задачу изучения производительных сил Мурмана. Как видно, роль Мурманской железной дороги в изучении и освое­ нии края в 1920-е - начале 1930-х гг. была поистине многогранной. Ее сотрудники приняли непосредственное участие в разработке научно­ исследовательских планов, их финансировании и практическом осуще­ ствлении, в участии в работе многочисленных съездов и конференций, в совместных изысканиях с различными учреждениями и организациями, в освещении достижений научной мысли Заполярья. Таким образом, благо­ даря взаимовыгодному союзу Мурманской железной дороги с наукой во многом удалось хозяйственно и культурно оживить некогда пустынный край. 81

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz