Дюжилов, С. А. Мурманская железная дорога и наука : опыт взаимодействия (1920-1930-е гг.) // VIII Ушаковские чтения, [Мурманск, 2-4 марта 2011 г.] : к 90-летию со дня рождения профессора И. Ф. Ушакова : сборник научных статей / [редкол.: П. В. Федоров (науч. ред.) и др.]. - Мурманск, 2012. - С. 77-81.
роэнергии в районе Хибин, а также оставил свой след в организации сначала Апатитонефелиновой комиссии, а затем треста «Апатит». О размерах финансирования железной дорогой различного рода экспедиционных работ на территории края можно судить по такому фак ту. Только за один 1930 г. Колонизационным отделом было потрачено на организацию кольских экспедиций 69 550 руб. 75 коп. С учетом же затрат дороги на строительство Хибинской горной станции эта сумма возрастает до 79 110 руб. 75 коп. Примечательно, что расходы железной дороги на академические экспедиции на Кольский Север в 1930 г. в 7 раз превыша ли субсидии на те же цели собственно АН СССР. Вряд ли без такой фи нансовой помощи ученые могли бы в то время успешно решать задачу изучения производительных сил Мурмана. Как видно, роль Мурманской железной дороги в изучении и освое нии края в 1920-е - начале 1930-х гг. была поистине многогранной. Ее сотрудники приняли непосредственное участие в разработке научно исследовательских планов, их финансировании и практическом осуще ствлении, в участии в работе многочисленных съездов и конференций, в совместных изысканиях с различными учреждениями и организациями, в освещении достижений научной мысли Заполярья. Таким образом, благо даря взаимовыгодному союзу Мурманской железной дороги с наукой во многом удалось хозяйственно и культурно оживить некогда пустынный край. 81
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz