Дюжилов, С. А. Мурманская железная дорога и наука : опыт взаимодействия (1920-1930-е гг.) // VIII Ушаковские чтения, [Мурманск, 2-4 марта 2011 г.] : к 90-летию со дня рождения профессора И. Ф. Ушакова : сборник научных статей / [редкол.: П. В. Федоров (науч. ред.) и др.]. - Мурманск, 2012. - С. 77-81.

было получено натурой из своего хозяйства или промысла для собствен­ ного потребления семьи. К числу заслуг Мурманской железной дороги следует отнести ее усилия по организации Хибинского опытного пункта с отделением в Коле. Его задачей являлись подбор, выведение и акклиматизация таких форм культурных растений, которые давали бы устойчивые урожаи в ме­ стных условиях. Начиная с 1923 г. в Хибинах производилось сортоиспы­ тание семян наиболее скороспелых и урожайных сортов луговых, поле­ вых и огородных растений, полученных из обширных коллекций Инсти­ тута прикладной ботаники, Центральной селекционной станции, от опыт­ ных учреждений Норвегии, Швеции, Аляски и Канады. Уже с 1925 г. при полевых опытах все яровые посевы производились семенами, собранны­ ми на самом пункте. В 1926-1927 гг. Колонизационный отдел поставил опыты на пред­ мет использования нефелиновых сиенитов в качестве удобрения, получив при этом положительные результаты. В то же время Отдел оказал содей­ ствие и должную помощь Керамическому институту, доказавшему воз­ можность применения тех же нефелиновых сиенитов вместо щелочи в стекольном производстве. В значительной степени прикладной характер носило так называе­ мое «лесное опытное дело», открытое правлением дороги в 1928 г. с це­ лью обеспечения переселенцев посадочным материалом для лесных культурных площадей, имеющих санитарно-гигиеническое и экономиче­ ское значение. В этом направлении велись следующие научно-практиче­ ские работы: изучались типы насаждений края, исследовались гари и рас­ тительные паразиты, подвергались оценке методы очистки леса в местах его рубки, закладывались опытные питомники, где уже к началу 1930-х гг. было натурализовано 67 видов новых древесных пород. Особо необходимо подчеркнуть роль Мурманской железной дороги в разрешении апатитонефелиновой проблемы. Выделим здесь, прежде всего, изыскания А.Н. Лабунцова и проф. П.А. Борисова в 1926-1927 гг. по заданию Колонизационного отдела и Института по изучению Севера, которые привели к обнаружению в Хибинах крупных запасов нефелиноа­ патитовой породы. Не без помощи того же Колонизационного отдела Ин­ ститут прикладной химии и Опытный химический завод в Ленинграде получили первоклассный суперфосфат. Успешно работал по заданиям железной дороги с апатитонефелиновой породой и Государственный ин­ ститут опытной агрономии. Тем самым удалось вывести нефелиноапати­ товую проблему из области экспедиционных изысканий и поставить ее на путь практического осуществления. Во многом усилиями «Мурманки» была заложена первоначальная инфраструктура Кольского горнопромышленного района. Договором с Энергостроем Колонизационный отдел положил начало изысканиям гид­ 80

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz