Дюжилов, С. А. Институционализация науки на Кольском Севере в 1920-1930-е годы: приоритеты, достижения, проблемы // Труды Кольского научного центра РАН. Серия "Гуманитарные исследования". - 2015. - 1 (27), вып. 7. - С. 100-109 : табл.

УДК 061.6(470.21) С.А.Дюжилов ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ НАУКИ НА КОЛЬСКОМ СЕВЕРЕ В 1920-1930-Е ГОДЫ: ПРИОРИТЕТЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ Аннотация В статье рассматривается проблема формирования и эволюции сети научных учреждений на Кольском Севере в 1920-1930-е годы. Сложившаяся здесь в это время организационная модель науки включала в себя научные организации Академии наук СССР, отраслевых академий, ведомств и вузов, а также низовые учреждения (лаборатории и службы) и была ориентирована преимущественно на потребности индустриализации. Путь, пройденный наукой в регионе за два довоенных десятилетия, - это не только сложное, противоречивое и яркое явление, но и совокупность поучительных уроков. Ключевые слова: природно-ресурсный потенциал, производительные силы, колонизация, форсированная индустриализация, институционализация науки, сектор науки, отрасль знания, типология научных учреждений, биоресурсы северных морей, полярное земледелие, географо-экономический кадастр региона, природоохранные резерваты, естественные экосистемы, комплексный подход к решению проблемы использования природных богатств Кольского полуострова. S.A.Dyuzhilov SCIENCE INSTITUTIONALIZATION IN THE KOLA NORTH IN 1920-1930'S: PRIORITIES, ACHIEVEMENTS AND CHALLENGES Abstract The article deals with the formation and evolution problem in the scientific institutions network in the Kola North embracing the period 1920-1930's. The organizational model of science that was current at that time included scientific organizations of the USSR Academy of Sciences, branch academies, institutions and universities, as well as grassroots institutions (laboratories and services) and was primarily focused on the industrialization needs. The path traversed by the science in the region during two prewar decades is not only a complex, contradictory and bright phenomenon, but also a set of instructive lessons. Key words: natural resource potential, productive forces, colonization, forced industrialization, institutionalization of science, science sector, branch of knowledge, typology of scientific institutions, biological resources of the northern seas, polar agriculture, geographic and economic inventory of the region, conservation reserves, natural ecosystems, an integrated approach to solving the problem of natural resources use on the Kola Peninsula. Размещение науки в России в 1920-е гг. характеризовалось крайней неравномерностью. Ведущие научные силы в то время были сконцентрированы в основном в Ленинграде и Москве. Понятно, что при таких условиях покрыть полноценными исследованиями огромные пространства страны вряд ли представлялось возможным. Первыми почувствовали это сами регионы. Уже тогда на Мурмане раздавались призывы «принять меры к привлечению в край постоянных и действительных научных сил, к постройке научных станций и лабораторий, к обеспечению их всем необходимым для успешной научной работы на месте» [Доброхотов, 1922: 29]. И хотя эти предложения были по праву оценены, появившиеся научные пункты на Кольском полуострове долгое время оставались единичными и разрозненными. 100

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz