Дюжилов, С. А. Преображенный Север (о роли ПОСВИР в модернизации Кольского Заполярья, 1920-1930-е годы). Часть 1. 1920-е г. // Труды Кольского научного центра РАН. Серия "Гуманитарные исследования". - 2017. - 9 (8), вып. 12. - С. 31-46.
Переход к планомерному изучению и колонизации Карело-Мурманского края Ресурсный интерес Советского правительства, проявленный сразу же после окончания Гражданской войны к северным территориям, вызвал к жизни необычный научно-исследовательский институт — Северную научно промысловую экспедицию, конструкция которой в условиях нехватки средств и научных кадров позволяла в сжатые сроки рассчитывать на конкретные результаты. Сотрудники Почвенно-ботанического отряда Севэкспедиции с первых шагов своего пребывания на Мурмане стали активно продвигать идею развития огородничества в крае. В отчетах экспедиции отмечалось, что к 1922 г. благодаря ее усилиям площадь огородов по линии железной дороги от Мурманска до Полярного круга увеличилась в 10 раз (с одной до десяти десятин) [РГАЭ. Ф. 3429. Оп. 7. Д. 1277. Л. 17]. И все же в качестве приоритетной тогда ставилась задача разведения домашнего скота в хозяйствах служащих железной дороги. Подтверждением сказанному могут служить воспоминания И. Г. Эйхфельда о Г. М. Крепсе. Во время их первой встречи Эйхфельд поинтересовался, в чем заключалась его (Г. М. Крепса) обязанность агронома на Севере и был огорошен ответом: «Вожу в товарном вагоне быка по всем станциям, от станции Мурманск до станции Полярный Круг, случать коров железнодорожников». Безусловно, это было не единственным его занятием, однако, он считал это дело самым важным. Железнодорожники держали в своем хозяйстве коров, без молока которых их дети не выжили бы. Какое может быть молочное животноводство, если нет быка. Мурманская железная дорога взяла на себя эту заботу. [Музей-Архив ... НВФ 492. Л. 2]. Начиная с 1921 г. по инициативе и под руководством проф. Н. И. Прохорова в Хибинах началось строительство сельскохозяйственной научной станции. Управление и Агрослужба Мурманской железной дороги признали это дело крайне важным и срочным, оказывая всяческое содействие подобным начинаниям. Примечательно, что заведующий упомянутыми строительными работами А. А. Гостев в своем докладе в Мургубземуправлении представлял будущее Хибинской агростанции в качестве как опытно-показательного поля, так и случного пункта. Итак, полярное земледелие и животноводство началось с науки. С проведением в жизнь новой экономической политики, направленной на поддержку главным образом аграрного сектора экономики, центр отказался от предоставления значительных средств на развитие неземледельческих окраин, которым ничего не оставалось, как рассчитывать лишь на собственную предприимчивость и инициативу. Предложенный правлением Мурманской железной дороги и одобренный в СТО (Совет Труда и Обороны) проект «Колонизации Карело-Мурманского края» (25.05. 1923 г.), создал предпосылки для экономического оживления мурманской линии посредством ее заселения. По словам представителя правления Мурманской железной дороги Г. Ф. Чиркина, расширение к северу зоны, где возможно сельское хозяйство, вовлечение в хозяйственный оборот неиспользованные и пустующие пространства, было «равносильно мирному завоеванию огромной и производительной территории» [Чиркин, 1928: 93]. Вовлечение переселенцев в сельскохозяйственное освоение колонизационного отвода являлось одной из социально значимых задач 31
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz