Дулич, Д. В. Канатная дорога на Мурмане, 1942-1944 : мифы и реальность / Д. Дулич. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот" : Добросмысл, 2008. - 94, [1] с. : ил., карты, черт.

передовую в район реки Западная Лица необходимые грузы. Об этом вспомнили побывавшие у нас летом прошлого года австрий­ цы из числа тех самых горных егерей. На одном снимке видны река, тросы, прочертившие небо. На другом можно разглядеть са­ му подвесную дорогу: столбы, струны-канаты, движущуюся карет­ ку, висящую на кронштейне, а на ней — двух немцев с рюкзака­ ми. Австрийцы рассказывали, что такими каретками осаждавшие Мурманск доставляли на передний край продовольствие, обмун­ дирование, боеприпасы. По непроверенным сведениям, длина под­ весной дороги была весьма внушительной — около 50 километров. Воздушная линия, как предполагают наши ветераны, связывала горнострелковую базу в Петсамо — Печенге с линией фронта на Западной Лице»2 (рис. 27, стр. 62). На эту статью В. Д. Ищенко (1993) откликнулся первым (бук­ вально через неделю) краевед В. Г. Мужиков. «В каком месте она (канатная дорога.—Д.Д.) была сооружена, точно сказать нельзя, так как таких дорог у немцев здесь, в Заполярье, было две. Ко­ нечно, протяжённость этой подвесной дороги была не пятьдесят километров и связывала она не Петсамо с Западной Лицей, так как незачем было рядом с автогужевой дорогой тянуть „воздуш- ку“ — они были явно неконкурентоспособны, а считать средства, труд и время немцы всегда умели. Канатные подвесные дороги, как правило, строятся в условиях труднодоступной местности и бездо­ рожья, и эта дорога, вероятно, начиналась где-то на правом берегу реки Западная Лица близ устья, где через неё был сделан под­ весной мост. Соединяла она с ближним тылом один из опорных пунктов на линии фронта. Протяжённость её не могла превысить нескольких километров. Вторая канатная подвесная дорога у нем­ цев была сооружена близ левого фланга 10-й гвардейской стрелко­ вой дивизии, северо-восточнее озера Чапр. Она связывала долину реки Титовки с высотой 309,0, которую наши бойцы окрестили Сарай, вероятно за то, что головное сооружение канатной дороги, так непохожее на оборонительные объекты, напоминало это стро­ ение»3. Однако из того, чем автор поспешил порадовать жителей обла­ сти, исторически достоверным на сегодняшний день, к сожалению, можно признать совсем немногое — только то, что ему удалось почерпнуть из воспоминаний командира 10-й гвардейской стрелко­ вой дивизии X. А. Худалова, а именно то, что к высоте Сарай была подведена канатная дорога. Всё остальное является обыкновенны­ ми домыслами (как, например, версия о причинах возникновения 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz