Дулич, Д. В. Канатная дорога на Мурмане, 1942-1944 : мифы и реальность / Д. Дулич. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот" : Добросмысл, 2008. - 94, [1] с. : ил., карты, черт.
передовую в район реки Западная Лица необходимые грузы. Об этом вспомнили побывавшие у нас летом прошлого года австрий цы из числа тех самых горных егерей. На одном снимке видны река, тросы, прочертившие небо. На другом можно разглядеть са му подвесную дорогу: столбы, струны-канаты, движущуюся карет ку, висящую на кронштейне, а на ней — двух немцев с рюкзака ми. Австрийцы рассказывали, что такими каретками осаждавшие Мурманск доставляли на передний край продовольствие, обмун дирование, боеприпасы. По непроверенным сведениям, длина под весной дороги была весьма внушительной — около 50 километров. Воздушная линия, как предполагают наши ветераны, связывала горнострелковую базу в Петсамо — Печенге с линией фронта на Западной Лице»2 (рис. 27, стр. 62). На эту статью В. Д. Ищенко (1993) откликнулся первым (бук вально через неделю) краевед В. Г. Мужиков. «В каком месте она (канатная дорога.—Д.Д.) была сооружена, точно сказать нельзя, так как таких дорог у немцев здесь, в Заполярье, было две. Ко нечно, протяжённость этой подвесной дороги была не пятьдесят километров и связывала она не Петсамо с Западной Лицей, так как незачем было рядом с автогужевой дорогой тянуть „воздуш- ку“ — они были явно неконкурентоспособны, а считать средства, труд и время немцы всегда умели. Канатные подвесные дороги, как правило, строятся в условиях труднодоступной местности и бездо рожья, и эта дорога, вероятно, начиналась где-то на правом берегу реки Западная Лица близ устья, где через неё был сделан под весной мост. Соединяла она с ближним тылом один из опорных пунктов на линии фронта. Протяжённость её не могла превысить нескольких километров. Вторая канатная подвесная дорога у нем цев была сооружена близ левого фланга 10-й гвардейской стрелко вой дивизии, северо-восточнее озера Чапр. Она связывала долину реки Титовки с высотой 309,0, которую наши бойцы окрестили Сарай, вероятно за то, что головное сооружение канатной дороги, так непохожее на оборонительные объекты, напоминало это стро ение»3. Однако из того, чем автор поспешил порадовать жителей обла сти, исторически достоверным на сегодняшний день, к сожалению, можно признать совсем немногое — только то, что ему удалось почерпнуть из воспоминаний командира 10-й гвардейской стрелко вой дивизии X. А. Худалова, а именно то, что к высоте Сарай была подведена канатная дорога. Всё остальное является обыкновенны ми домыслами (как, например, версия о причинах возникновения 6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz