Дулич, Д. В. Канатная дорога на Мурмане, 1942-1944 : мифы и реальность / Д. Дулич. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот" : Добросмысл, 2008. - 94, [1] с. : ил., карты, черт.

с общей длиной пневматической сети около 134 метров. Максимальная глубина бу­ рения (три метра) в скальных массивах могла быть достигнута за 1,5 часа работы. Полученные таким образом отверстия заполнялись 100-граммовыми подрывными, так называемыми буровыми, шашками образца 1928 г. (Bohrpatrone 28) диамет­ ром Зсм и длиной 10 см каждая, после чего порода взрывалась. Колотый камень выносился из выработки и шёл на укрепление оборонительных позиций. Таким способом можно было получить пещеры и убежища практически любой конфигу­ рации и размера. Хорошим примером возможностей военной технологии тех лет являются убежища, сделанные противником внутри скалы на вершине высоты 122, находящейся недалеко от губы Кутовая (рис. 81, 82, стр. 89). 20Weinberger A. Das gelbe Edelweiss. S. 296. 2lRuefK. Winterschlacht im Mai. S. 205. 22Щербаков В. И. Заполярье — судьба моя. С. 51, 93. 23Weinberger A. Das gelbe Edelweiss. S. 296. Под побережьем здесь подразумевается район Титовки и перевала по дороге на полуостров Средний. Там находились позиции крупнокалиберных артиллерийских батарей, огнём которых противник поддерживал свои войска, не позволив совет­ ским частям соединиться и замкнуть кольцо окружения. Калибр артиллерийских орудий в германской артиллерии измерялся не в миллиметрах, а в сантиметрах. Таким образом, немецкий калибр в 21 см соответствует нашему в 210 мм. 24Weinberger A. Das gelbe Edelweiss. S. 297. К ремонту канатной дороги привлекались инженерные подразделения 91-го гор­ ного сапёрного батальона 6-й горнострелковой дивизии, которые наряду с этим вы­ полняли боевые задачи как резерв дивизии. Подробнее см.: К. Ruef. Winterschlacht im Mai. S. 193. 25KrautlerM. und Springenschmid K. Es war ein Edelweiss. S. 341. 260решета М. Г. О чём молчат скалы. С. 47-50. Канатная дорога не могла оканчиваться в районе озера Суормусярви, согласно последним исследованиям (в том числе и на местности). Конечная станция на этом направлении находится в квадрате 1958, в районе перевала по дороге на полуостров Средний. Описываемые события, по всей вероятности, происходили в месте, возле которого в настоящее время находится дорожное кафе «Титовка». В годы войны здесь размещалась так называемая «центральная станция» канатной дороги, на которой эта дорога разветвлялась на два направления. 27Большая Советская Энциклопедия. Т. 11. 28Достаточно сказать, что первый кресельный канатный подъёмник, где исполь­ зовался подобный единый несущий и тянущий трос, был построен в австрийской провинции Форарльберг только в 1947 году. 29К примеру, Гельмут Керн в своём письме автору пишет: «Длина дороги состав­ ляла около 60 км. В те годы это было мировым рекордом. Думаю, что и в настоящее время не существует более длинной канатной дороги». 30Орешета М. Г. О чём молчат скалы. С. 50, 51. Так, среднее расстояние между столбами опор составляет от 50 до 70 м. Мо­ торные станции располагались на значительно большем удалении друг от друга (в среднем около 5 км). Судя по фотографиям, одна подвесная платформа была в состоянии перевозить двух солдат со снаряжением или без него. Таким образом, её грузоподъёмность составляла порядка 150-200 кг. Расстояние между платфор­ мами и ковшами не было строго определённым, т.к. эти конструкции не крепи­ лись к тросу абсолютно жёстко и были съёмными. Расстояние в 50 м скорее яв­ ляется наименьшим допустимым по условиям равновесности и безопасности всей 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz