Дулич, Д. В. Канатная дорога на Мурмане, 1942-1944 : мифы и реальность / Д. Дулич. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот" : Добросмысл, 2008. - 94, [1] с. : ил., карты, черт.

l2Weinberger A. Das gelbe Edelweiss. S. 288. l3RuefK. Gebirgsjager zwischen Kreta und Murmansk. S. 257. l4KrautlerM. und Springenschmid K. Es war ein Edelweiss. S. 341. l5WeissH. Mein Vater, der Krieg und ich. S. 103. |6БабиковМ.А. Отряд особого назначения. С. 142, 143. 17БабиковМ.А. Война в Арктике. С. 16. Версия о том, что канатная дорога была разобрана в Альпах и перевезена под Мурманск, встречается только у этого автора. Количество моторных станций он указывает верно. Единственное, чего не было, так это подвесных кабин — устрой­ ство этих приспособлений было весьма простым и на кабины вовсе не походило. А лишних перегрузок избегали путём простого и рационального распределения грузов на промежуточных станциях. |8Щербаков В. И. Заполярье — судьба моя. С. 51. Выносной командный пункт 14-й стрелковой дивизии находился на высоте 323,1 (Полигон), расположенной на юго-восточной стороне озера Дикое. Именно отсю­ да командующий 14-й армией и мог наблюдать за движением вагонеток канатной дороги. Что касается железобетонных сооружений, то их, конечно же, не везли цели­ ком, а изготавливали на месте. Для этого использовались броневые щиты несколь­ ких видов, а также тяжёлая арматура (стальной прокат большого профиля, рельсы, гофрированные стальные листы). Бетон для заливки приготовлялся на месте. Каж­ дое сооружение строилось с максимальным использованием защитных и маскиро­ вочных свойств местности. Однако небольшие элементы бетонных конструкций, (например сборные печные трубы, готовые амбразуры огневых точек и т. д.) могли изготавливаться и в тылу. Именно их, а также цемент и металлические элементы будущих конструкций и транспортировала канатная дорога (рис. 63, 64. стр. 80; рис. 87, стр. 91). |9Щербаков В. И. Заполярье — судьба моя. С. 94. Позволим себе не согласиться с подобным утверждением. Во-первых, ко вре­ мени описываемых событий канатная дорога ещё находилась в стадии окончатель­ ной достройки. Во-вторых, во время апрельско-майской операции советских войск немецкие опорные пункты ещё не имели признаков долговременной фортификации и представляли из себя систему обычных защитных сооружений, мало отличав­ шихся от построенных к тому времени нашими солдатами (рис. 67, стр. 82). Ведь по всеобщему убеждению, противник к этому времени ещё не отказался окон­ чательно от планов захвата Мурманска. А вот к постройке действительно особо прочных оборонительных сооружений канатная дорога имеет практически прямое отношение — по ней транспортировались все необходимые строительные материа­ лы и готовые элементы. Однако их сооружение датируется гораздо более поздним временем: «К этому времени уже отгремела битва на Орловско-Курской дуге, нем­ цы были изгнаны за Днепр. Для наступления на нашем участке сил у противника не было, и он стал усиленно укреплять свою оборону. В расположении гитлеровцев производилось до 400 взрывов в сутки — немцы строили в скалах оборонительные сооружения».— «1200 дней и ночей Рыбачьего», С. 75; (рис. 40, стр. 67). Эти соору­ жения строились горными сапёрными батальонами, которые были в составе каждой горнострелковой дивизии, с использованием штатного инженерного имущества — перфораторов (рис. 8, стр. 52) и армейских компрессорных станций. Остатки од­ ной из них, так называемого большого компрессора обр. 1934 г., в настоящее время ещё можно найти на западных склонах высоты Средняя Муста-Тунтури (рис. 68, стр. 82). Такой компрессор позволял развернуть четыре рабочих места бурения 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz