Дулич, Д. В. Канатная дорога на Мурмане, 1942-1944 : мифы и реальность / Д. Дулич. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот" : Добросмысл, 2008. - 94, [1] с. : ил., карты, черт.

До настоящего времени это военно-инженерное сооружение продолжает будоражить умы участников войны и исследовате­ лей послевоенных поколений. Это, в частности, нашло отражение в публикациях, часть из которых послужили исходным материалом для данного издания. Однако исследования, содержащего исчер­ пывающую информацию по истории канатной дороги (или дорог,— кому как нравится), так и не появилось. Не претендует на эту роль и наша небольшая книга. Она может рассматриваться скорее как приглашение к дальнейшему изучению затронутой темы. Поскольку архив фирмы Блейхерт погиб в годы войны, рассчи­ тывать на информацию, что называется, «из первых рук» уже не приходится. Поэтому поиск новых исторических материалов может вестись в нескольких направлениях. Первым направлением являет­ ся работа в государственных архивах, которые должны содержать отчёты и данные послевоенных обследований сооружений канат­ ной дороги отечественными специалистами. Вторым направлением могут быть частные архивы участников войны, многие из кото­ рых живы и по сегодняшний день. Конечно, это в первую очередь воспоминания и фотографии, многие из которых содержат ценную техническую информацию. И, наконец, третье направление — это поиск, проводимый непосредственно на местности при помощи ста­ рых фотоснимков с целью установления местонахождения тех или иных конструкций канатной дороги. Каждое из этих направлений весьма перспективно и сулит ещё немало открытий и интересных находок (рис. 74, стр. 85). Так, например, детальное обследование элементов конструк­ ций канатной дороги выявило наличие многочисленных клейм, сделанных представителями военной приёмки готовой продукции (рис. 73, стр. 85; рис. 89, стр. 92). Хотя наличие многочисленных подобных клейм вообще характерно для вооружения и предметов военного назначения германской армии периода Второй мировой войны, обнаружение подобных клейм в данном случае следует счи­ тать принципиальным моментом. Их наличие однозначно указыва­ ет на то, что этот комплект канатной дороги был изготовлен по заказу германской армии. Это, в частности, опровергает версию М. Бабикова о том, что канатная дорога была разобрана в Альпах и доставлена на Крайний Север. Клеймо выглядит как стандартный знак немецкой военной при­ ёмки и представляет собой орла со свастикой, голова орла по­ вёрнута влево (по отношению к смотрящему). Размер клейма до­ вольно большой — размах крыльев орла составляет около 20 мм. 40

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz