Дулич, Д. В. Канатная дорога на Мурмане, 1942-1944 : мифы и реальность / Д. Дулич. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот" : Добросмысл, 2008. - 94, [1] с. : ил., карты, черт.

Д .Д .) приезжал сюда в 1943 г. По его указанию для ускорения вы­ воза руды было начато строительство причалов, канатных дорог и шоссе. Большая часть этих работ была произведена советскими пленными, умиравшими здесь в огромном количестве и нашедши­ ми покой в массовых захоронениях вдоль так называемого припо­ лярного Арктического шоссе»47. Эти утверждения, однако, было бы неплохо подтвердить совре­ менными фотографиями остатков сооружений, и факт существо­ вания этой канатной дороги можно было бы считать доказанным, ведь принципиальных возражений против этого нет. Более того. Техника в те годы вполне позволяла создать канатную дорогу для транспортировки сыпучих грузов (таких, как никелевое сырьё), действующую автоматически, почти без участия человека. В такой дороге загрузка вагонеток и их разгрузка происходят, когда дорога приходит в движение (рис. 50, стр. 73). Но наличие такого со­ оружения трудно скрыть и невозможно, как показывает практика, бесследно уничтожить. Должны остаться видимые свидетельства в виде остатков опор, фундаментов механизмов и т.д. А пока что наиболее вероятной версией того, куда и как выво­ зился добытый в годы Второй мировой войны никель, может яв­ ляться название дороги от посёлка Колосйоки (ныне пгт. Никель) на город Киркенес — Никельштрассе.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz