Дулич, Д. В. Канатная дорога на Мурмане, 1942-1944 : мифы и реальность / Д. Дулич. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот" : Добросмысл, 2008. - 94, [1] с. : ил., карты, черт.

лосе? Не мог справиться с таким потоком и Лиинахамарский порт, где основной тягловой силой были советские военнопленные из ко­ манды, насчитывающей всего 60 человек. Кстати, из протоколов допроса солдат, бывших в лагерях военнопленных под Лиинаха- мари, известно, что из грузов, которые им пришлось таскать на плечах, на первом месте был уголь, боеприпасы, продовольствие и очень редко руда. Как же она транспортировалась? Меня до сих пор удивляет, почему над этим вопросом никто не задумался в годы войны? Всех успокоила не раз повторенная лож­ ная реляция о том, что вход и выход из Печенгского залива надеж­ но блокирован силами Северного флота. А может быть, этот „вход“ немцам не очень-то и нужен был? Не случайно же светило гер­ манской экономики Альберт Шпеер в сентябре 1944 года заявил, что удержание района Петсамо не имеет экономического смысла, так как Германия успела создать запас никеля, равный запасам Петсамского района. Как же им это удалось при блокаде морских коммуникаций артиллерией, подводными лодками, торпедоносца­ ми и минными полями? Некоторое время назад наша поисковая экспедиция обследовала места бывшего расположения концлагерей советских военнопленных в Северной Норвегии. Тогда-то и откры­ лась тайна транспортировки никеля в Германию. Это происходило при помощи секретной подвесной канатной дороги, которая шла от поселка Колосйоки (ныне пос. Никель) до специально построенно­ го причала севернее норвежского города Тарнет. Об этой дороге вы не найдёте сведений ни в одном источнике, ни в одном донесении разведки. Подвесная дорога для транспортировки никеля, а в обратном направлении военных грузов, строилась в режиме строгой сек­ ретности нашими военнопленными, о дальнейшей судьбе которых нетрудно догадаться. Протяженность этой трассы составляла око­ ло 50 километров. Опоры были установлены на расстоянии 25 м друг от друга. Каждые 500 метров стояли дизеля, приводившие в движение рабочие канаты. Грузовые тележки могли перемещать до 100 килограммов груза. За сутки по этой транспортной арте­ рии можно было перевезти до 200 тонн! Практически всю руду и файнштейн немцы транспортировали посредством этой канат­ ной дороги. Вот почему сырье доходило до Германии, а блокада Печенгского залива была малоэффективной»46 (рис. 2, стр. 49). О том, что такая канатная дорога должна была быть построе­ на, пишут и другие авторы: «Никель был настолько важен, что сам Альберт Шпеер (министр вооружения и боеприпасов Германии,— 36

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz