Дулич, Д. В. Канатная дорога на Мурмане, 1942-1944 : мифы и реальность / Д. Дулич. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот" : Добросмысл, 2008. - 94, [1] с. : ил., карты, черт.

ТАК БЫЛ ЛИ НИКЕЛЬ? До настоящего времени нет полностью достоверного ответа на вопрос, который звучит так: использовалась ли канатная доро­ га для вывоза никелевого сырья в Германию? Использовалась,— считает генерал-лейтенант В. И. Щербаков: «Думается, что прак­ тичные немцы не стали бы возводить такое солидное сооружение только лишь для снабжения войск. Обратный ход вагонеток ис­ пользовался для вывоза медно-никелевой руды из района Петса­ мо, а примерно с 1943 года также из района Никеля. Непрерывно осуществлялся вывоз стратегического сырья»45 (рис. 28, стр. 62). С ним согласен и М.Г. Орешета: «В период с 1941 по октябрь 1944 года немцы получили 320 тыс. тонн руды, из которой было вы­ плавлено 95 тыс. тонн никеля и 48 тыс. тонн меди. Кроме никеля и меди, фашисты вывозили свинец, который в каторжных условиях добывали наши военнопленные недалеко от Лиинахамари. Как ви­ дим, объем добываемого стратегического сырья солидный. Как же оно попадало в Германию? На полуострове Средний стояли мощ­ ные батареи береговой артиллерии Северного флота с главной за­ дачей — громить караваны вражеских судов, блокировать им вход в Печенгский залив. То есть не допустить вывоз руды в Германию. По официальным данным, корабли и подводные лодки Северного флота потопили 146 транспортов врага, еще 12 подорвались на ми­ нах. Добавим сюда потери от боевых действий авиации, и встает вопрос: каким все-таки образом руда попадала на заводы Герма­ нии? Если ценный груз шел через Лиимахамари, значит, ни много ни мало около 100 судов должно было выйти из Печенгского за­ лива и, преодолев все препятствия, дойти до Германии. Чтобы их загрузить, надо было ежесуточно доставлять руду почти за 100 километров на автомашинах. Реально ли, чтобы ежедневно туда и обратно двигалась колонна из 40 -50 машин в прифронтовой по­ 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz